Я понимаю, что каждый думает в меру своей испорченности, но все равно меня не покидает ощущение, что всё это мутная вода, в которой кто-то что-то ловит. Вот когда на входе в торговую точку будет черным по белому написано "При оплате картой Приватбанка автоматически предоставляется скидка на любой товар в размере 1%", тогда я с уважением буду относиться и к банку, и к торговой точке. Пока же и одни, и другие видятся мне мошенниками, ведущими черную бухгалтерию, и ловящими рыбу в мутной воде.
В силу своей испорченности я имею право так думать.
Суть программ лояльности - в долговременных действиях и последствиях. Предоставление скидки при оплате есть предоставление поощрения клиенту "мгновенного" действия. Само по себе предоставление такого поощрения не несёт долгосрочных последствий для покупателя и торговой точки. Продавец заинтересован предоставлять поощрение только тем клиентам, которые проявляют лояльность/постоянство по отношению к продавцу. И у продавца есть возможность предоставлять такое поощрение своим постоянным клиентам потому, что затраты на "привлечение нового" клиента по статистике ниже, чем затраты на "удержание существующего постоянного" клиента. Из этой разницы и формируются бюджеты на "программы лояльности". Но не все клиенты одинаково "лояльны". Эволюция дисконтных карт в этом случае относительно показательна.
Сначала "постоянных" клиентов выделяли тем, что выдавали им карты постоянных покупателей в обмен на выполнение некоторого определённого условия (разовая покупка на ХХ грн или УУ чеков за период) и предоставляли им скидку, часто фиксированную. Это - дисконтная система. Недостатки - определённый порог вхождения в виде суммы покупки/чеков или другие условия выдачи карт, фиксированный размер поощрения для всех.
Затем степень поощрения, то есть размер предоставляемой скидки, стали ранжировать по накопленной сумме совершённых покупок. Это - накопительная дисконтная система, где размер поощрения зависит от "уровня" карты. То есть чем больше/дольше тратит покупатель, тем выше становится уровень его карты. Один из недостатков - при достижении максимального уровня карты покупатель фактически теряет стимул делать постоянные покупки и может продолжать получать максимальное поощрение при фактически минимальном уровне лояльности.
Затем размер поощрения привязали к сумме покупок за период - это бонусные системы. Таким образом клиенты получают поощрения соразмерно объёму потраченных средств. А потраченные средства - это и есть "мерило" взаимоотношений продавца и покупателя, которые, как известно, "голосуют деньгами". В данном случае покупатель сначала платит полную, без учёта скидки, сумму, а затем, получает поощрение. В таком случае лояльные клиенты могут практически полностью воспользоваться поощрениями продавца, а неиспользуемые поощрения нелояльных клиентов рано или поздно списываются в доход продавца.
То есть в последнем случае, если сначала раздать "скидки всем", то никто из покупателей не будет в более выгодном положении. То есть независимо от степени лояльности все покупатели получат одинаковую скидку. А продавец хочет предоставить скидку только тем, кто часто/много покупает. Поэтому - сначала все платят полную сумму, а затем "поощрение" распределяется между лояльными клиентами.
Кстати, Бонус+ - это разновидность распространённых в мире
кэшбек систем, которые имеют общее с бонусными системами, но обычно выходят за рамки привычных нам.