В сентябре-октябре 1941 года из офицеров, вышедших без оружия или документов из Вязьменского котла, формировались отдельные специальные отряды, которые затем бросались на особо опасные, оголенные участки фронта под Москвой. В связи, с общей нехваткой оружия, на пятерых давалась 1 винтовка, 1 штык-нож и 2 гранаты. "****** добудете в Бою!". И ничего, добывали. И даже на некоторое время дыры на фронте собой затыкали.
Или вот еще пример вооружения штурмового батальона, сформированного 12 октября 1941 года из бойцов и командиров Красной армии, вышедших из окружения: "...батальон (675 человек) имели 295 ружей, 120 гранат, 9 автоматов, 145 пистолетов и 2000 бутылок с "коктейлем Молотова" (огнестрельное ****** только у одного из двоих, - Авт.).
Не лучше вооружалось и ополчение. Да где, их винтовок на всех набрать, после страшных окружений в Белоруссии, под Киевом и Вязьмой! Вот что вспоминает Владимир Адольфович Долматов:
"...В октябре 1941го я попал в Московское ополчение. Я учился в восьмом классе и жил на Арбате. В один из дней всю нашу школу согнали на Потылиху, что возле Мосфильмовской улицы, во двор средней школы. Дали нам охотничьи ружья по одному на 5 человек, дали малокалиберные винтовки - тоже на пять человек одну, и еще дали пять сабель. Все! Формы никакой не было - кто, в чем пришел, в том и пошел воевать. Командиром нашего подразделения был наш преподаватель по литературе..."