⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
С возрастом, наверное, до многих начинает доходить, что историю лучше понимать по сохранившимся документам и воспоминаниям людей, ими лично пережитыми. Остальное - это комментарии к истории (еще зачастую и с умыслом).
Как-то в очередной раз заехал к нам из деревни в гости мой родной дядька. Я только закончил институт, ужасно был "активным". Заговорив за жизнь с дядькой, начал что-то там доказывать про деятельность на пользу государству. Дядька ухмыляясь назвал меня "безвредным". И рассказал свою историю.
Войну он начал в кадровой армии, уже будучи сержантом. Летом 1942 где-то уже за Ростовым во время массового и беспорядочного отступления на их артиллерийскую часть налетел какой-то грозный командир и под угрозой расстрела заставил командира части поставить противотанковый заслон. Среди голой степи. На горизонте уже видны были немецкие танки, последовательно отсекающие отсупающие колонны наших войск. Не спрашивая о желании, дядьку поставили в качестве начальника с двумя орудиями в заслон. Времени хватило только на разворачивание орудий. Успели подбить два танка.. и темнота. Очнулся от боли и ощущения, что кто-то роется в карманах. Чужой ездовой с телегой проезжая мимо решил прошманать трупы. Рука перебита, весь иссеченный осколками, зажав дыру в груди дядька внаглую заполз на телегу и уже вместе с ездовым попал в плен. В лагере немного подлечившись, сообразив, что не выжевет в нем, бежал. Бежал на запад, на Родину, в черкасскую область, пешком, в основном ночами или днем, помахивая кнутом, изображая из себя местного пастуха.
Мама с ужасом вспоминала, как дядька заставлял ее опасной бритвой вырезать из своего тела многочисленные осколки. Когда пришли наши, мобилизовали, долечили. Прошел до Манжурии, старшиной по хозяйству. Дядька не был трусом, но воевать желания у него никакого не было. Если приходилось рисковать, только в крайних случаях... или когда не выдерживала совесть. Жизнь одна, и находится много охотников пожертвовать ею вместо своей. Вот таких "охотников" и называл дядька "вредными".
Тут восхваляли Жукова, на таких дядька просто "распалялся" матами.
А маму в 16 лет угнали в Германию(Восточную Пруссию). Попала к мелкому бауэру(фермеру). Была с детства трудолюбивой. Относились нормально, почти как к родной. По возвращению на Родину, почувствовала себя в семье лишним ртом. Тут и власть "вспомнила" про "вину" - девочку в грузчики на станцию, таскать мешки по 60 кг.
Им, ушедшим, удалось все пережить.
Думаю, интерес к тем временам сейчас появился не зря. Обстановка вокруг рядового человека "шаткая" и неясная. Дай то бог, что-бы "вредных" на нашем пути поменьше было.