"История либеральных преобразований в Грузии началась в 2004 году, когда в стране
исчезла санэпидемстанция. За ней канула в Лету пожарная инспекция. Затем были ликвидированы десятки ведомств и сотни разрешительных процедур.
«Когда мы закрыли санэпидемстанцию, все думали, что везде будут тараканы», - рассказывает Саакашвили. «Но этого не произошло. Потому что рестораны сами не были заинтересованы в том, чтобы у них были тараканы – ведь к ним больше никто не придет!» - смеется он, и тут же эмоционально добавляет:
«Да и санэпидемстанция в Грузии никогда не следила за санитарными нормами. Они просто ходили и собирали мзду».
За несколько месяцев страна сократила количество лицензий и разрешительных документов, регулирующих ведение бизнеса,
с 1 тыс. до 150. Команда реформаторов вместе с профильными ведомствами перебрала все патенты и лицензии и оставила лишь те, для существования которых у чиновников нашлись весомые аргументы. Основой новой системы разрешительных документов стал опыт Швеции и Новой Зеландии.
Потом правительство резко снизило налоги и импортные пошлины.
Подоходный налог упал до 12%, количество ставок импортных пошлин сократилось до трех – 0%, 5% и 12% - по сравнению с 16 разными тарифами раньше, которые доходили до 30%. Образцами для подражания для идеолога грузинских экономических реформ Кахи Бендукидзе служили даже не Польша со Словакией, а Сингапур и Гонконг. "
"Эймонд-Ларитаз может сравнивать Грузию и Украину. Француз, который несколько лет проработал в Украине в качестве президента Фонда Виктора Пинчука, теперь является советником Президента Грузии и главы нацсовета по безопасности Грузии.
«Качество грузинской и украинской политической элиты не сопоставимо. Это просто разные планеты», - восхищается он кавказской республикой.
Карательные меры по уничтожению паразитирующих на бизнесе проверяющих органов, были не единственным средством достижения высокого качества грузинской элиты. Летом 2005 года грузинские власти начали свою самую громкую реформу – тотальную чистку госаппарата. В один день были уволены
14 тыс. гаишников, немалая сила для страны с населением в 4,5 млн человек.
За несколько часов ГАИ, как одна из самых коррумпированных государственных служб, была попросту ликвидирована. Молодые чиновники МВД начали набор в новую службу - теперь уже полицию.
«Три месяца машины на дорогах не контролировал никто. Все боялись, что же будет? - вспоминает первый заместитель министра внутренних дел Грузии Эка Згуладзе.- Не случилось ничего. И вы знаете, было даже неплохо»."
"За несколько лет уровень доверия к полиции в Грузии с нескольких процентов вырос до беспрецедентных 82%. Эймонд-Ларитаз называет это шокирующим показателем, который превышает аналогичный в его родной Франции.
Превращение ГАИ в полицию – лишь часть тотального обновления аппарата госслужащих. Тамара Ковзиридзе рассказывает,
что количество чиновников было сокращено в 20 раз, а зарплаты оставшихся подняты в 15 раз. Сейчас зарплаты в министерствах начинаются с отметки в $ 600. На смену постсоветским чиновникам пришли молодые люди из частных компаний и неправительственных организаций, многие из них учились за границей. Сама Ковзиридзе, которая периодически вворачивает в свою речь английские слова, училась в Бельгии и Германии."
"16 января 2004 года Грузия объявила войну сразу на два широких фронта – взяточникам в госструктурах и ворам в законе, которые к тому времени де-факто управляли государством.
В этот день был арестован бывший глава грузинской железной дороги за не целевое использование средств. Уже на следующий день правительство Грузии под руководством новоизбранного президента Михаила Саакашвили арестовало бывшего министра энергетики. Через месяц был закрыт мощный конгломерат в Аджарии. Еще через несколько дней на борту самолета Тбилиси-Париж был арестован зять Шеварднадзе.
Новая власть не жалела никого, и ранг подозреваемого не был помехой. Саакашвили рассказывает, что с момента его прихода к власти за коррупцию были арестованы несколько министров и шесть членов проправительственного большинства в парламенте, которое поддерживает его.
Новое правительство пошло на экстраординарные меры. В 2005 году в Грузии вступил в силу закон, разрешающий приговаривать к тюремному сроку всех, кто признает себя вором в законе, даже если нет доказательств его вины. Согласно неписаному кодексу чести, вор в законе не может отрицать свой криминальный статус и обязан отвечать утвердительно на прямой вопрос. Параллельно МВД разослало всем региональным шефам милиции циркуляры, предупреждающие о том, что через месяц будет уволен каждый, в чьей зоне ответственности останется хотя бы один вор. Посыпались аресты.
Згуладзе, которой во время начала реформ было 27 лет, вспоминает, что тогда грузинские воры собрались на сходку в Москве, где – учитывая сложившиеся обстоятельства - решили сделать исключение для воров в Грузии и позволить им отвечать «нет» на вопрос о своей причастности к организованной преступности. Это не помогло. Всего за последние годы в Грузии было арестовано 214 воров. Восстание в тбилисской тюрьме было подавлено силой, семеро заключенных погибли. Организации по защите прав человека требовали расследования. Правительство оставалось непреклонным."
"Новые законы в Грузии приравнивают
даже мелкие правонарушения и коррупцию к серьезным преступлениям, которые могут привести к длительному заключению. В результате за последние годы количество заключенных в Грузии выросло вчетверо, с 5 тыс. до 20 тыс., а республика заработала репутацию страны с одним из самых высоких в Европе показателем количества заключенных на душу населения - третьим после росиии и Белларуси.
«
Сейчас за кражу мобильного телефона можете получить семь лет. А если забудете мобильный телефон в баре, догонят и вернут, еще и попросят, чтобы забрали», - рассказывает Татьяна Федорченко, генеральный директор компании Тавази, которая переехала в Грузию из Украины более 15 лет назад."
"Судите сами. В рейтинге легкости ведения бизнеса, который каждый год выпускает Всемирный Банк, Грузия из незавидной компании стран бывшего СССР в этом году взлетела на 11-е место в мире, опередив Финляндию, Швецию и Японию.
Несколько месяцев назад американский журнал Forbs, ежегодно оценивающий легкость уплаты налогов во всем мире, и вовсе назвал Грузию самым либеральным режимом Европы и четвертым в мире после Катара, ОАЭ и Гонконга."
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
"Грузинские реформы - это самая удивительная метаморфоза не только из тех, что я видел, но и из тех, что мог себе когда-либо представить
Нет, я, конечно, слышал о тех переменах, которые произошли в Грузии. О борьбе с коррупцией, реформе милиции.
Но я и близко не предполагал, каков масштаб и скорость этих преобразований. И одно делать слышать, а другое - потрогать.
За 6 лет люди изменили не только экономику и общественную модель, но и менталитет. Если бы кто-то мне сказал 6 лет назад, что это возможно, я бы, мягко говоря, не поверил.
В каком-то смысле грузины не сделали ничего удивительного. Они провели абсолютно стандартный пакет преобразований
(стандартный для тех, у кого голова хотя бы немного фурычит, и кто имеет хоть какое-то представление о том, как развивается цивилизованный мир - а как вы понимаете, я сейчас не о всех, и особенно не о тех, кто сейчас у власти), который уже привел к процветанию десятки стран.
Только сделали они это более решительно и масштабно.
И обратите внимание на одну немаловажную делать: сделали это все-таки грузины. Пусть на меня не обижаются грузины, но еще 7 лет назад, это была нищая с нигерийским - или хуже - уровнем коррупции страна без каких-либо перспектив. Как говорят по-английски, basket case. "
Вот это - реформы!
А это - "Программа экономических реформ на 2010–2014 гг. "Заможне суспільство, конкурентоспроможна економіка, ефективна держава" - бред сивой кобылы!