Основой рациона в войну, как пишут бойцы народного сопротивления, был картофель. Вместо хлеба пекли лепешки из любой муки, подмешивая картошку. Иногда выпекали и добывали настоящий хлеб. Мясо было в лесу почти всегда. Изредка появлялись молоко и яйца. Перепадали и овощи. Летом собирали ягоды и грибы. Однако «с января 1944 года, когда приблизился фронт, питание резко ухудшилось – питались кониной и картошкой, к тому же, без соли».
Откуда же брали партизаны продукты? Как сами они и сообщают, до зимы 1942 года скот приводили с колхозных ферм, картофель копали на колхозных полях, хлеб и соль брали у близких людей, соблюдая конспирацию. В продолжение зимы 1941-1942 годов такое снабжение оставалось основным. Только картошку брали из буртов на полях. За ней отправлялись специально в метель, чтобы заметало следы. Пока клубни доставляли в лагерь, они подмерзали и есть приходилось сладкий «второй хлеб».
В феврале 1942 года немцы полностью ликвидировали колхозные фермы, а скот угнали. Вопрос снабжения мясом резко обострился. Как признаются авторы, «В зимних условиях, в условиях, когда партизанское движение еще не окрепло, добывать скот в немецких гарнизонах было не под силу, а брать его без разбора у крестьян было политически невыгодно. Поэтому партийное руководство дало указание забирать скот у предателей Родины: полицейских, гестаповцев (так в тексте – А.К.), бургомистров».
Правда, с весны второго года войны лесные бойцы стали отбивать скот у захватчиков. Партизаны перехватывали отвозимое крестьянами на маслозаводы молоко, забирали на сборных пунктах яйца, вывозили со складов зерно. С августа того же года, когда созрели овощи, они стали наведываться на поля и огороды полицейских и старост. Когда начались поставки зерна немцам, перехватывали обозы с хлебом в пути. Иногда приходилось делать это с боем. Как вспоминали авторы, на боевые операции в таких случаях выходили рота, отряд, а иногда и несколько отрядов: «Осенью 1942 года 265-й партизанский отряд разгромил полицию в Дедлове, где находились немецкие склады, и захватил 3 тонны пшеницы, а остальной хлеб роздали крестьянам. 19 января 1943 года этот же отряд вместе с ротой Демидова напал на Поболовский полицейский гарнизон и отбил 40 лошадей, 11 ******, 150 овец, несколько сот гусей и уток, 16 пудов меда. Скотный двор и склады подожгли, в которых сгорело 60 коров, 60 жеребят и более 300 тонн зерна».
На дорогах партизаны перехватывали повозки и автомашины с продовольствием для немецких и полицейских гарнизонов. Чтобы приостановить сбор захватчиками продуктов у населения, лесные бойцы выводили из строя оборудование, громили приемные и сборные пункты, склады и хранилища. Вот некоторые эпизоды из рукописной книги: «В августе 1943 года 265-й отряд, разгромив полицию в Турске, забрал коров, лошадей, ******, а что не смогли взять, было сожжено. Были уничтожены также маслозаводы в Городце и Старом Селе, где изъяли приготовленное для немцев масло. На молочноприемных пунктах конфисковывали молоко и сливки, а посуду разбивали, что давало возможность крестьянам не сдавать молоко, пока немцы не укомплектуют новой».
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.