Дело в том, что ВАЗ в начале 70-х получил госзаказ на разработку автомобиля для КГБ. Необходимо было в стандартный снаружи кузов производства ВАЗ вместить как можно более мощный двигатель. Многоцилиндровые двигатели для этого не подходили. Выход был найден с помощью приобретения лицензии на производство двигателей Ванкеля (говорят, и самого Ванкеля тайно привозили на ВАЗ). Результатом этого стало появление однороторного двигателя ВАЗ 311 (мощностью 70 л.с.), которым оснащали автомобиль, получивший индекс ВАЗ 21108. Всего было выпущено 50 таких автомобилей. Но двигатель не удовлетворил заказчиков. В первую очередь, ему не хватало мощности. В результате, в 1982 г. появился двухсекционный РПД: ВАЗ 411 (мощность 110-120 л.с.) и ВАЗ 413 ( 140 л.с.) Автомобили, оснащенные этим двигателем носили индекс ВАЗ 21109.
В 1992 году ВАЗ снова возвращается к разработке РПД. На этот раз уже для своих переднеприводных моделей. Этот двигатель получил индекс ВАЗ 414. Чуть позже в 1995г. - был представлен двигатель, до сих пор не имеющий аналогов. Его уникальность заключалась в том, что он был потрясающе универсален: им можно было оснастить любой ВАЗовский автомобиль : "классику", передне- и полноприводные! Более того, этим двигателем можно оборудовать любой "Москвич" и даже "Волгу"! И это не всё! Существует модификация этого же ВАЗ - 415, предназначенная для малой авиации! Но, после кризиса 1998 года, ВАЗ свернул все работы, связанные с РПД. И в настоящий момент двигателями этой конструкции занимается лишь компания Mazda.