История воплощения началась с того, что архитектор Павел Чечельницкий предложил своему коллеге Владимиру Спивачуку совместно разработать проект станции в керамике. Для этого был организован конкурс, по результатам которого были приглашены художники Пётр Ганжа и Юрий Старостенко, которые и нарисовали будущее художественное оформление для путевых стен, а также основатели харьковской школы витража, супруги Александр Пронин и Галина Тищенко. Несмотря на приверженность к разным художественным жанрам и натянутые отношения между собой, Пётр и Юрий создали отличную совместную работу. Согласно проекту, станция должна была быть облицована цветной керамической плиткой, на которой в этническом стиле изображены украинские полевые травы, цветы и злаки, а в торцах платформы над лестницами предполагалось установить витражи на ту же тематику. Проект был воспринят на ура, утверждён и одобрен в инстанциях в Киеве и москве. И вот когда строительство станции уже близилось к завершению, и большая часть конструкций уже была облицована, случилось неожиданное. На заседании харьковского облисполкома его председатель подверг проект станции резкой критике и выступил с требованием его переделать, мотивируя это тем, что в оформлении присутствуют васильки, которые являются «вредителями наших полей». Один из секретарей горкома партии был ещё более категоричен, объявив сам проект станции и его оформление националистическим, хотя такое утверждение является абсурдным само по себе. Когда создатели станции поняли, что именно произошло, то не могли мириться с этим. По их ходатайству состоялось специальное заседание на градостроительном совете, где архитекторы и художники хотели отстоять своё детище. Однако здравый смысл потерпел сокрушительное поражение, и по окончании архитекторы Спивачук и Чечельницкий услышали заключение «Ещё одна подобная инициатива - и в Харькове вы жить не будете!». После этого творцам станции ничего не оставалось делать, как смотреть за тем, что облицовку станции сбивают отбойными молотками. Потрясение некоторых строителей было столь велико, что они не смогли сдержать своих слёз. Поэтому станция и получила столь скромное оформление – путевые стены пришлось облицевать однотонными мраморными плитами, поскольку на разработку и реализацию нового проекта попросту не оставалось времени. А что до авторов витражей, то им было объявлено, что станция будет называться «Проспект Гагарина», и всю уже проделанную работу по созданию витражей придётся начинать заново, посвятив их тематике космоса и первому человеку, в нём побывавшем. Такое решение было очень странным ещё и потому, что на тот момент сам проспект Гагарина не был тем объектом, по которому уместно называть станцию метро - он почти целиком состоял из одноэтажных домов частного владения и не являл собой никакой архитектурной ценности. Именно открытие станции метро послужило толчком к массовой застройке проспекта.