Давайте поговорим о варягах-русах и острове Руяне. Славяне русы или нет? Судите сами по материалу, приведенному ниже.
Французский путешественник Ксавье Мармье записал в первой половине ХIХ века интересное ободритское предание (Земля Мекленбург-Передняя Померания):
"В VIII веке народом ободритов-рериков правил князь Годлав. У него были три сына, сильных и храбрых, жаждущих славы: Рюрик Миролюбивый, Сивар Победоносный и Трувар Верный. Так как они не могли испытать себя на родине, братья отправились на восток, где прославились в битвах. Они приходили на помощь к угнетенным, совершили много подвигов в «страшных боях», а затем пришли в Руссию. Русский народ в это время находился под игом «долгой тирании, против которой больше не осмеливался восстать». Братья вдохнули в него мужество, возглавили собранное войско и уничтожили власть угнетателей. После того, как мир и порядок в Руссии были восстановлены, братья решили вернуться домой, к отцу. Однако освобожденный от гнета народ упросил их остаться и взять на себя бразды правления. Рюрик получил в управление Nowoghorod, Сивар – Pleskow, а Трувар – Bile-Jezoro."
Примечательна эта древнерусская форма названия Пскова – Плесков. Вряд ли такую деталь могли выдумать в далеком Мекленбурге.
Данные современной археологии говорят что первые следы ильменских словен на Новгородской земле - основе будущей Руси, относящиеся к культуре "погребальных сопок" (VI-VII века), - являются четко западнославянскими. В IХ-Х веках в Новгород приходит вторая крупная волна переселенцев из Славянского Поморья Балтики из Бодричан (Мекленбург) - земель союза Ободритов. В Ободритский союз входило, и доминировало в нем, племя вагров - «Вагирская марка», они же варги, они же варны, они же варины, они же варяги, они же русь…
Исследователи много раз пытались установить месторасположение загадочного острова русов (много раз упоминаемого в исторических хрониках). Однако известен реальный остров, обладающий всеми свойствами описанной арабами родины русов. Он невелик – что-то около трех дней пути и с юга на север, и с востока на запад. Он был когда-то покрыт лесами и болотами. Ключевым признаком можно считать отсутствие на острове земледелия и в, то же время, множество жителей. Такая плотность населения вовсе не характерна для, скажем, Скандинавии или северной Руси. Его население «все Поморье славянское облагало данью, а сами никому дани не платили». Они, по словам Гельмольда, «пренебрегая всеми выгодами хлебопашества, всегда были готовы к морским походам, надеясь на свои корабли, как на единственное средство к обогащению». Их правитель, по мнению Гельмольда, единственный из всех славянских правителей носит титул короля. Вспомним, что королем с первых же дней западные авторы величают правителя русов. Гильфердинг, комментируя описание Гельмольдом и другими немецкими авторами, говорит о священном характере его власти. «Он, может, даже и не назывался князем, а носил высший титул».
Интересен и титул правителя русов – хакан, или каган. Это императорский титул, на Востоке этим словом обозначали царя-жреца, священного владыку совмещавшего управленческие функции с духовной властью. Позже также именовали некоторых великих князей Киевско-Новгородской Руси. Немецкие документы той поры называли «королями» только двух правителей славян – властелина огромной Новгородско-Киевской Руси и хозяина небольшого острова у побережья Балтийского моря. Правителей Чехии и Польши называли «князьями».
Этот остров - Рюген, или Руян - священный центр славянства. Остров Руян населяло племя руян (русов, ругов, ранов). Подтверждает факт идентичности русов-варягов и русов Древней Руси и то обстоятельство, что средневековые германские документы регулярно называют восточных (киевских) русов – ругами. А жителей Руяна частенько называют рутенами-русами, а их страну Русией-Рутенией. На Руяне располагалась важнейшая святыня славян – храм Святовита (Свентовит). Треть всей своей военной добычи руяне отдавали на храм. Храм четырехликого бога был расположен в городе Аркона, в святилище кроме идола располагались священные вещи - уздечка, седло и огромный боевой меч и щит, а также станица. Станицей называли священное знамя Святовита, и несли перед войском в походе или сражении. Аркона была главным центром прорицания, считали, что Свентовит даёт самые точные прогнозы (аналог древнегреческого Дельфийского оракула). Дары храму шли не только от руян, но и паломников и целых племён, земель славян, даже иностранных владык. Храм защищала священная дружина из 300 витязей на белых конях («белая дружина»). Туда отбирали лучших воинов славянских земель.
Остров Рюген-Руян состоит из меловых пород, покрытых буйной растительностью. Туристы, приезжающие сюда, часто отправляются посмотреть на величественные белые утёсы. По легенде, чтобы подтвердить свой титул и право на власть, будущий король русов (хакан) должен был со стороны Варяжского моря подняться от подножия скалы к вершине. Священная белая скала «острова русов» как бы утверждала своим незыблемым величием сакральное право на власть. Видимо, память о «белом камне Алатыре» сохранилась в русской традиции именно с той поры. Северная оконечность острова Руяна (Буян русских сказок) далеко выдаётся в Балтийское море. А мыс с отвесными меловыми утёсами ещё в древнее время был назван Аркона. Это слово переводится, как «белая гора» (от инд-европ. ar, arya — «белый, благородный» и конъ — «гора»).
С Рюриком и другими варягами-русами часть традиций Арконского культа сохранилась в Восточной Руси (условное название, как и «Киевская Русь», сами русы называли свою землю – «Русь», «Русская земля»). Так, видимо с Арконы и шире, всех западнорусских земель, пришли такие образы, как: боевой богатырский конь белой масти в русских былинах и сказках, приносящий победу и удачу своему хозяину и одновременно обладающий свойствами оракула-пророка, дающих хозяину подсказки; упоминаемый в героическом эпосе богатырский «меч-кладенец»; магическая уздечка (коня Святовита); подкова на двери для отпугивания нечисти (условный символ белого коня Святовита); персонаж белого коня в обряде Коляды. Языком символов в цикле былин про «Илью Муромца» показана передача силы, меча русскому богатырю Илье Муромцу (Перуну) от Святогора (арконского Святовита) и т. д. Оттуда же пришёл бел-горюч Камень Алатырь, который регулярно вспоминается в славянских заговорах.
Идея призвать правителя с острова Руян, где располагалась одна из главных святынь славянства, где правил «хакан» - царь-жрец, является вполне логичной. Подданные Гостосмысла вполне могли обратиться к своим западным собратьям по этому вопросу. К тому же есть данные, что Рюрик был внуком правителя словен – Гостосмысла, сыном его дочери Умилы.
Остров Руян – был главной святыней западных славян. Еще в XI веке на поклон к его главной святыне, четырехглавому кумира Святовита, шли пилигримы из далекой, уже два века христианской Чехии. Впрочем, популярность четырехликого кумира не исчерпывалась западными славянами – каменные кумиры о четырех лицах, смотрящих на все стороны света, обнаружены на Украине – один в селе Иванковицы, другой (это, пожалуй, самый знаменитый славянский кумир) – в реке Збруч. Бронзовый кумир Святовита найден в Рязани, в слоях, опаленных батыевым пожаром. И даже в столице православной Болгарии, в Преславе, найден маленький костяной кумирчик, озирающий стороны света своими четырьмя ликами. Предполагают, что остров Буян, знакомый всем по пушкинской сказке, и пришедший в нее из заговоров, где он – местопребывание Христа, богородицы, святых, сменивших в заклятьях православных ворожей древних Богов – и есть Руян, Рюген. К нему, к его святыням, к храмам многоликих Богов в Арконе, Ругарде и Коренице, взывали ****амотные старухи-знахарки, сами не зная того. Здесь было средоточие всей веры, всего упования языческого славянства.
Девять веков назад, на побережье Балтийского моря, над белоснежными скалами этого острова, который сейчас называется Рюген (федеральная земля Мекленбург — Передняя Померания), возвышался город Аркона. Остров, как уже было сказано, населяли руяне-русы. Вот как их описывали раннесредневековые хронисты:" Руяне, у других называемые руанами,— это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству. Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. (...) пренебрегая совершенно выгодами от земледелия, они всегда готовы совершать нападения на море, возлагая свою единственную надежду и все богатство на корабли."
Многие знают мыс Аркона, на котором установлены маяки. На этом фото видны остатки славянской крепости Аркона, известной, как крепость Яромарса. Отчетливо виден лишь вал, защищавший когда-то вкупе с частоколом крепость со стороны суши. Светлые участки на поверхности - места раскопок, которые предпринимались вследствие продолжающегося обрушения берега мыса. В башне перед валом находится, среди прочего, маленькая выставка экспонатов крепости Аркона.
Примерно так, как представлено на эскизе, выглядела в прошлом святыня западных славян, которая одновременно служила убежищем для обитателей здешних мест. К сожалению, вследствие обрушения берега важные части крепости были разрушены. Большое время Арконы началось с 1068 года уничтожением храма Сварожича в Ретре (ныне - Feldberg). Ровно 100 лет Аркона была главным центром славянского поклонения богам. В 1136 году Аркона впервые была осажена христианскими данами. Уничтожение храма, а с ним и обычая поклонения, удалось данам однако лишь 15 июня 1168 г. Саксон Грамматик - свидетель захвата и летописец данов, оставил нам детальное описание сего. Вместе с захватом пал последний бастион славянских святынь, после которого началась христианизация ругов.
Вот как описывает портрет бога Свантевита (Svantevit) Саксон Грамматик: (цитируется из книги: "Боги, мифы и обычаи острова Рюген", Ингрид Шмидт, издательство Хиншторф, Росток, 2002г. Ingrid Schmidt ”Gotter, Mythen und Bräuche von der Insel Rügen”, Hinstorff Verlag Rostock 2002)
“В храме стояло огромное изваяние бога, превышающее рост человека, удивительно выделяющееся четырьмя головами и шеями. Две из голов, казалось, смотрят - одна на *****, другая как бы назад, остальные же две смотрят - одна налево, другая направо. Бороды сделаны бритыми, волосы созданы так, словно мастер ваял их, руянцев (местных жителей). На фигуре справа был рог из различных металлов, который священник ежегодно наполнял ***костью (напитком), чтоб потом по её качествам предсказать будущий урожай. Левая рука опиралась на лук (в других переводах - рука держала лук). Рубаха была сделана до локтей; нижние части рук были сделаны из разных сортов дерева и так причудливо соединены с коленями, что при первом взгляде трудно было распознать место их соединения. Ноги покоились как бы на полу и уходили в землю. Рядом висели уздечка, седло и другие атрибуты божества; его завораживающую внешность усиливал меч чудовищной величины, лезвие и рукоять которого выделялись мастерской обработкой и серебрились. Божество предназначалось для праздничного служения... ” (I. Schmidt, S. 44)
Во время праздника урожая волхв на основании испарившейся из рога ***кости предсказывал результаты будущего урожая. От другого современника - Гельмольда из Босау (Helmold von Bosau) мы узнаём, что волхв после этого выпивал содержимое рога и наполнял его снова. Кроме того, из даров природы приготавливался медовый пирог, который должен был быть таким большим, чтоб скрывал волхва под собой. Если это не удавалось, то считалось, что и будущий урожай будет небогат. Ни один поход, ни одно путешествие по морю, ни одна торговая сделка не предпринимались без обращения к волхву. Лошадь Свантевита, ведомая волхвом, должна была перейти три воткнутых в землю и связанных воедино копья. Если она переходила это препятствие, ступая вперёд левой ногой, сделка считалась заранее неудачной.
Илья Глазунов. Остров Рюген. Волхв и священный конь Святовита. 1986
Когда, после непрестанной четырехсотлетней борьбы с франкскими, германскими, датскими крестителями, народы Балтийских славян, один за другим, были порабощены, Аркона стала последним вольным славянским городом, чтящим праотеческих Богов. И оставалась таковой, до своего уничтожения в 1168 году.
Историк XIX века Гильфердинг писал о руянах-русах следующее:
"Как люди, натерпевшиеся на своём веку всяких лишений и бед, и закалившиеся в борьбе, делаются склонны к упорству, так и Балтийские Славяне; едва ли был на свете народ упорнее. Изо всех народов Европы они одни положили свою жизнь за старину свою, за свой старый языческий быт: упорная защита старины, вот первое свойство всех этих передовых племен Славянских..."
В ходе этих войн руяне утратили свою независимость в 1168 г., город-храм Аркона была разрушена, святилище Святовита (Свентовита) уничтожено. Как свидетельствуют датские летописи, король Руяна - Яромир стал вассалом датского короля, а остров — частью епископства Роскилле. К этому периоду относится обращение руян в христианство. В 1234 г. руяне освободились от датского владычества и предприняли экспансию на побережье современной немецкой земли Мекленбург — Передняя Померания, основав город, известный ныне как Штральзунд. В 1282 г. князь Вислав II заключил с королем Германии Рудольфом I соглашение, получив Рюген в пожизненное владение вместе с титулом имперского егермейстера. Далее, славяне Рюгена, находясь в составе различных немецких государственных образований, в течение последующих нескольких веков постепенно полностью онемечились. В 1325 г. умер последний руянский князь Вислав III. Полностью руянский диалект прекратил существования к XVI веку.
Славяне варяги - русы создали крупные торговые города на Балтике, которыми восхищались все европейские путешественники того времени, вошедшие позднее, под германизированными именами, в "Ганзейский Союз". Они первыми из европейцев проложили Волжский и Днепровский торговые пути, они господствовали в международной Балтийской торговле. Они создали Новгородскую и Киевскую Русь. Их варяжские дружины не пускали германоязычных викингов на Балтику, вследствие чего последним приходилось довольствоваться побережьями Франции и Англии.