Каким будет мир после кризиса?
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Сегодня мы являемся свидетелями не только краха глобального господства Соединенных Штатов и все нарастающей борьбы между более мелкими империалистическими хищниками за мировое или хотя бы региональное господство, но и нарастающей силы социализма.
Сложность состоит в том, что не только капитализм разрывается внутренними противоречиями, но и противостоящий ему социализм тоже.
Ведь социализм на мировой арене сегодня представлен далеко не только Кубой и связанной с нею Венесуэлой и Боливией. Китай - это ведь тоже социализм, нравится это кому-то или нет. И он, бесспорно, является естественным союзником латиноамериканских стран, стремящихся освободиться от диктата американских корпораций и двигаться к социализму. Но этот союзник как раз может оказаться самым опасным. Именно потому, что он является социалистическим.
Все дело в "китайской специфике" этого социализма. Обычно социализм - это движение от капитализма к коммунизму. Специфика же китайского социализма состоит в том, что страна эта сейчас движется по направлению от коммунизма к капитализму. От очень бедного материально, примитивного организационно (во многом, того, который Маркс называл "грубым" или "казарменным" коммунизмом) к быстро богатеющему, высокотехнологическому капитализму. Притом, полностью адаптированному к той стадии капитализма, которая сейчас и терпит системный кризис, то есть ориентированному на американские рынки, питающемуся американским капиталом.
О Кубе разговор особый (мы постараемся осветить этот вопрос в следующей статье), но провозгласившая стремление к "социализму ХХI века" группа латиноамериканских стран во главе с Венесуэлой и Боливией движется сейчас (причем очень быстро) в ровно противоположном направлении. Их суммарная экономическая сила ничтожна по сравнению с китайской, но их политический вес во много порядков превышает их экономическую силу по той простой причине, что движутся они в правильном направлении и притом движутся быстро. Если бы был найден способ соединить инерцию их сегодняшнего политического движения с экономической мощью Китая, социализм оказался бы непобедимым.
Но, пойди они по пути "китайского социализма", мгновенно все их политические завоевания были бы уничтожены.
"Китайский социализм" - это было бы сейчас самое опасное для Латинской Америки.
Ей нужно развивать и углублять свой курс на развитие человека и ни в кое случае не подменять его погоней за прибылью. Если революция в Латинской Америке будет развиваться, то будут увеличиваться шансы на то, что Китай еще повернет в сторону социализма. Хотя в общем точка невозврата им уже давно пройдена, но кризис сильно меняет ситуацию. В любом случае, китайскому руководству придется принимать стратегическое решение - то ли и дальше катиться в пропасть вместе со всем капиталистическим миром, то ли попробовать, подобно латиноамериканским лидерам и вместе с ними, взять судьбу своей страны и мира в свои руки.
Естественно, что в этой ситуации и европейским левым партиям нужно перестраивать работу в соответствии с изменившейся обстановкой. Им нужно как можно быстрее осознать, что они - прошлое движения, а латиноамериканцы - будущее. Это не значит, что европейцам нужно сидеть сложа руки. Это значит, что нужно осознать, что этап пройден и нужно искать свое место в новом раскладе борьбы.
Кризис создает очень благоприятные условия к тому, чтобы сложившийся сегодня в Латинской Америке новый центр революционной борьбы развивался и укреплялся. Но кризис создает благоприятные условия только для борьбы. Если же борьбы не будет, то кризис сам по себе ничего хорошего не обещает ни для Латинской Америки, ни для остального мира.
Очень важно, что эта революция происходит мирным средствами. Не столько потому, что насилие это плохо, сколько потому, что таким способом это движение захватывает более широкие массы населения. Слабее охватывает, но более широкие. Сами эти мирные средства носят более основательный характер. Основное ****** этой революции - образование для всех, здравоохранение для всех. Против этого оружия бессильны пушки и ракеты.
В то же время, военное подавление этого центра будет весьма затруднительно по многим причинам: обширность территорий, большое количество горных массивов, огромный и весьма свежий опыт партизанской борьбы, большие трудности в деле натравливания одних народов на другие из-за единства языка, истории.
Если даже эти страны и не смогут по каким-то причинам воспользоваться этим кризисом и превратиться из центра борьбы против империализма в "точку роста" нового этапа мировой истории, они смогут достаточно долго продержаться, пока не подоспеет очередная волна кризиса, которой теперь уже долго ждать не придется.