И еще об философе марксисте - Эвальде Ильенкове
ВКЛАД Э.В.ИЛЬЕНКОВА В ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
Опираясь на труды Спинозы, Э.В.Ильенков обосновывал положение о том, что человек является универсальным «мыслящим телом», которое в своих действиях отражает формы множества любых других тел. Классический пример этой универсальности — рука человека. «... Человеческая рука может совершать движения и по форме круга, и по форме квадрата, и по форме любой другой ... фигуры, ... она заранее не предназначена к какому-либо одному из названных «действий» и именно потому способна совершить любое ... Человек — мыслящее тело — строит свое движение по форме любого другого тела» [16; 38]. Но универсальная гибкость движений руки — это не пассивная аморфность глины, а проявление свободного формообразования на основе активного образа.
Так, воспроизводя круглую форму объекта, рука может перенести ее на песок, на лист бумаги, т. е. заново строить такой круг, которого в природе в чистом виде нет. Универсальна не рука сама по себе, а рука, изобретающая с помощью головы специальное орудие (например, циркуль), задающее всеобщий способ построения круга. Построенный человеческой рукой «искусственный» круг, оставаясь чувственно-материальным предметом, является вместе с тем и абстрактным предметом, в котором в снятом виде представлено все многообразие реальных кругоподобных форм. В этом круге представлены не только все возможные круги, но и запечатлевается их отношение к другим фигурам (в круг рука человека может вписать треугольник, квадрат и т. п.), т. е. выражается их универсальная связь. Иными словами, универсальность — это свойство мыслящего тела как субъекта орудийно опосредуемого формообразования, которое согласуется с логикой универсальной связи вещей.
Универсальность — не прирожденная, а исторически формирующаяся в обществе и онтогенетически приобретаемая способность человека. С этой точки зрения, проблема «мыслящего тела» приобретает особый смысл. Психика (или мышление) в этом случае «вначале никак структурно в мозгу (в теле вообще. — В. Д.) не заключена, а возникает постольку, поскольку тело функционирует по форме и расположению вещей, созданных человеком для человека, — формируется в согласии с опредмеченным в вещах разумом»
Куба отметила День учителя - день победы над неграмотностью
Традиционно в этот день, 22 декабря, Куба отмечает день учителя. 22 декабря 1961 года - лишь через 2 года после победы революции - Куба торжественно провозгласила себя страной, свободной от неграмотности. Но эти, казалось бы, короткие 2 года были заполнены огромной работой по ликвидации неграмотности - работой как организаторов, так и миллионов людей, вставших на борьбу с неграмотностью как явлением, унижающим человека и ограничивающим его возможности.
Тогда, 22 декабря 1961 года, Фидель Кастро сказал в своей речи, что революция за 2 года покончила с четырьмя с половиной веками невежества. Таким образом то, что казалось невозможным для колониального, а затем империалистического рабства, стало возможным и реальным для всенародного революционного движения.
Так что этот день - не просто день «работников образования», не просто их «профессиональный праздник», а день большой победы народа над своей же историей. Кстати, в этом году именно кубинка - 17- летняя Лисандра Кутико - стала победительницей XI Испаноамериканского орфографического конкурса, проведенного при участии 11 стран. Второе место заняла испанка Бланка Перес, третье - Николь Фариас из Чили.