Простите, но нынешняя школьная программа рассчитана на 6-леток.
Или Вы полагаете, что авторы школьной реформы не знали возрастной детской психологии?
- А в школе разрешают спать и играть? - спрашивает маму будущий первоклассник, нынешний воспитанник детского сада пяти с половиной лет.
- Там только учат, - объясняет мама.
- Тогда я туда не пойду! - заявляет малыш.
Родители 6-леток пребывают в раздумьях: отдавать ли свое беззубое любопытное создание на растерзание школы или еще на годик продлить своему чаду беспечное детство? Чиновники от образования настаивают: “отдавайте, отдавайте!”, психологи осторожничают: “лучше не спешите”, педагоги первых классов просто хватаются за голову от недисциплинированности и непосредственности своих воспитанников. Но разве у них кто-то спрашивал, поддается ли
6-летняя детвора обучению во взрослой школе и нужно ли ей это?
Переход должен быть мягким
Все согласны с тем, что в таком возрасте переход из детского сада в школу должен быть мягким, то есть малыш должен попасть в близкую ему среду. Но с нашим уровнем содержания школ, точнее, с его отсутствием, привести туда
6-летнего малыша и заставить его забыть, что он маленький, только потому, что у государства нет денег на игровые комнаты, кровати и воспитателей, невозможно.
Вполне очевидно, что содержание детей в детских садах государству обходится дороже, чем в школах. Может быть, заталкивая 6-леток в менее затратные учреждения – школы, государство хочет решить свои финансовые проблемы? Хотя такое мнение крайне непопулярно.
Госслужащие из образовательных структур объясняют полезность школы для 6-леток равнением на европейскую систему образования. Однако они “забывают” рассказать о том, что условия, формы и методы обучения 5-7-летних детей в международной практике аналогичны детсадовским. А содержание обучения наших дошкольников соответствует тому, что изучают ученики 2-3-го классов европейской начальной школы.
Из наших детей хотят сделать вундеркиндов? Пожалуйста, только если не в ущерб их здоровью.
Медицинские исследования как раз говорят о том, что 6-летки в школе теряют вес, у них падает уровень гемоглобина в крови, ухудшается нервно-психическое здоровье. Родителям это вполне понятно: малыш не успевает усвоить учебный материал (а когда в классе 35 таких же, как он, рассчитывать на “разжевывание” новых для него тем не приходится), начинает переживать, нервничать, болеть
Психологи настаивают на том, что обстановка и уроки для 6-леток должны соответствовать режиму детского сада, а не массовых школ.
Кроме своих родителей, дети никому не нужны
А как вам такая ситуация? По окончанию уроков в 12.00 учительница выводит свой класс 6-леток в школьный холл, говорит им “до свиданья!” и тут же ретируется, после чего дети предоставлены сами себе и учитель ответственности за них не несет. Естественно, к этому времени в школу подтягиваются родители. Одна из мам рассказывает, что из-за пробки на дороге она опоздала в школу на 7 минут.
- Если бы не мама одноклассницы моей дочери, которая заметила мое отсутствие и взяла мою малышку под временную “опеку”, моя дочь могла сама уйти домой или не домой - рассказывает мама 6-летки-первоклашки. – Кроме родителей, дети никому не нужны.
В одних школах младше-классники учатся в отдельных блоках (“рекреациях”), в других начальные классы не изолированы от других, в частности, от старших. Малыши боятся выйти из кабинета, а те, кто на это отваживается, рискуют быть сбитым мчащейся толпой старше-классников.
Среди взрослых школьников 6-летки смотрятся, как гномы, которые путаются под ногами и всем мешают.
Ребенок может быть развитым, обладать определенными знаниями, но это не значит, что он готов к школе.
“Мы маленькие дети, нам хочется гулять”
Первоклассник должен уметь самостоятельно одеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. Часто взрослые забывают об этом. А главное, малыш должен обладать навыками общественной жизни.
В дошкольном возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень важны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному миру. Выводы многих педагогов и психологов однозначны дети шести лет к школе не готовы. Да, они способны усваивать учебный материал, но мотивация к обучению у них еще не сформировалась. Малыши хотят играть. Многим необходим послеобеденный сон. Массовая школа не в силах справиться с такой задачей. Потому случается, что некоторые дети засыпают прямо на уроках. Малышам сложно сконцентрировать внимание, ведь если в детсаде в день было два занятия, то в школе три-четыре урока подряд. В итоге начинаются проблемы: учебный материал усваивается плохо, ребенок отстает от более “зрелых” одноклассников, снижается, а то и вовсе пропадает желание учиться. Все это легко “читается” в детских рисунках, которые используют в повседневной работе психологи. Яркий показатель и частые болезни ребенка: его психологическое состояние отображается на здоровье.
Сложно и учителям. Особенно тем, кто проработал в школе не один десяток лет и привык работать “по старинке”. Быстро перестроиться на игровой режим занятий им непросто. Поэтому, что бы ни говорили в Минобразовании, шестилетки очень быстро оказались точно в таких же условиях, что и семилетние дети.
“Медотводы”
от школы
Медики не дают однозначного ответа на вопрос родителей, в каком возрасте отдать малыша в школу. Они говорят, что один ребенок в
6 лет готов к школе, а другому и в 8 лет еще рано При решении этого вопроса нужно учитывать все: наследственность, атмосферу, в которой живет малыш, состояние его здоровья и психологическую зрелость.
По мнению педиатров, даже если ребенок в общем здоров, но часто простужается и легко подхватывает вирусы, будет лучше отдать его в школу в полных 7 лет.
Гиперактивным, чересчур возбудимым детям учеба тоже показана с 7 лет. Такие “шустрики” не могут вы-сидеть урок, сосредоточенно внимая учительским речам. Да они вообще не могут сидеть на одном месте дольше 10-ти минут, постоянно ерзают на стуле или забираются под парту для того, чтобы поиграть.
Если у ребенка повышенное внутричерепное давление, бронхиальная астма, порок сердца, ему не следует идти в школу в 6 лет. То же касается детей с дефектами зрения, например, близорукостью, чтобы не слишком рано подвергать глаза дополнительной нагрузке.
Нередко шестилетки шепелявят, картавят, искажают звуки. Дефекты речи, как правило, отражаются на письме: ребенок пишет “клыша” вместо “крыша” и т.д. Кроме того, другие дети, постигшие фонетику в совершенстве, могут дразнить его. Прежде чем отдать свое дитя в школу, постарайтесь исправить эти недостатки.
Донецкие новости, № 11 (767) от 16.03.2006
Инна Темирова