«Пилоты могли быть введены в заблуждение
Президентский самолет Ту-154М, оборудованный системой TAWS, мог без риска приземлиться на аэродроме под Катынью – считает Марек Штрассенбург-Клецяк, ответственный за стратегический анализ и развитие систем трехмерной навигации в концерне Harman Becker. По его мнению, бортовые приборы так точны, что пилоты без труда должны были выполнить этот маневр – разве что показания не были бы правильными. Известны техники, делающие возможной фальсификацию их данных, часто способом, не доступным верификации пилотов. Тогда трагедия неизбежна.
По оценке Марка Штрассенбурга-Клецяка, подтвержденной немецким экспертом Хансом Додлом, автором книги "Satellitennavigation", офицером Бундесвера, инженером и профессором – анализ снимков с места катастрофы президентского самолета, сделанных Сергеем Амелиным, позволяет судить, что Ту-154М с польской делегацией на борту приближался к взлетно-посадочной полосе надлежащим образом. Только вот находился он в ненадлежащем месте. Документальная съемка показывает, что самолет летел так, как должно: в надлежащем направлении (это видно из анализа отдельных повреждений на вершинах первых деревьев), с правильным при заходе на посадку наклоном машины к горизонту. – Разница заключается только в фазовом сдвиге самолета: в горизонтальной плоскости что-то около 15-25 м по отношению к правильному курсу, а по вертикали где-то около 5 м; машина шла слишком низко – подчеркивает Марек Ш-К. Данные системы TAWS (Terrain Awareness and Warning System), добавил он, которой был оснащен президентский самолет, дают пилотам трехмерную модель местности с точностью высоты аж до 1 метра и делают возможным успешное приземление даже при плохих погодных условиях. Я участвовал в разработке и создании системы трехмерной навигации, вот почему мне трудно себе вообразить, как система TAWS, которая была установлена в самолете президента Качиньского, могла подвести. Ну, разве что ей «помогли». Иначе с этой системой никак нельзя разбиться – добавляет.
Каким образом показания приборов могли быть искажены? С этой целью используется техника под названием "meaconing" (Recording and rebroadcast on the Receive Frequency to confuse Positioning). Как объясняет наш эксперт, она заключается в том, что сигнал спутника, записанный специальным устройством с небольшим сдвигом во времени и с большей мощностью, чем сигнал спутника, излучается в эфир на той же самой частоте, на которой работает спутник. –Чем меньше интервал времени, используемый в "meaconingе", тем труднее его распознать, что, как следствие, ведет к ошибочному определению своего местоположения – пояснил Штрассенбург-Клецяк.как он добавил, если изменение позиции самолета невелико, а именно так было в случае с полетом президента – то даже умный приемник (типа Receiver-Autonomous-Integrity-Monitoring) не в состоянии раскрыть обман. Ввести в заблуждение бортовые приборы можно с помощью спутника равно как и с помощью аппаратуры, находящейся на аэродроме. Если этому сопутствуют плохие погодные условия, то пилоты становятся безоружны. – Разница в положении, которую показывает траектория самолета, типична для "meaconingа": чтобы сигнал не мог быть распознан, фазовый сдвиг сигнала равен наносекундам. Это дает сдвиг местоположения в той степени, что видна на документальных снимках Амелина – сказал Ш-К, выводы которого, как он сказал, подтвердил в телефонном разговоре Ханс Додель.
Marcin Austyn"
Nasz Dziennik Wtorek, 20 kwietnia 2010, Nr 92 (3718)