Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. сказав(ла):
...надо заметить, что Баал-Хаммон вполне соответствует тому образу божества, который сложился в ханаанейской и библейской религии, в том числе образу Йахве, на которого Баал-Хаммон, восседающий на керубах (херувимах), весьма похож. Как полагают некоторые исследователи, в том числе М. Леглэ, именно потому, что Баал-Хаммон выступает в качестве «родителя», ему и приносят в жертву новорожденного первенца. Библейский Йахве также требовал: «Отдай мне первенца из сынов твоих»...
Для пунийцев [человеческое жертвоприношение] было обычным явлением, которое поражало античных авторов, и они — от Феофокла до христианских писателей III — V вв. н. э. —сохранили сведения о человеческих жертвоприношениях в Карфагене ...
Этот старинный обычай был принесен в Африку с Востока. Там приносили богам самое дорогое — перворожденного сына, чтобы обеспечить благополучие рода и государства...
Можно вспомнить в связи с этим известную библейскую историю о жертвоприношении Авраама, который по приказу бога должен был принести в жертву единственного сына Исаака, и лишь в последний момент человек был заменен ягненком. Красноречив и другой библейский рассказ, который повествует об убийстве и сожжении Иеффаем своей единственной дочери в силу обета, данного богу, причем здесь никакой замены не произошло. Этот древний обычай, ужасный и героический в одно и то же время, существовал и и Карфагене....
Раскопки в тофете показывают, что в урнах хоронили зачастую останки
не родившихся детей, а зародышей, по-видимому, выкидышей ...
этот обычай смягчается тем, что жертвы детей замещаются жертвами ягнят. Такие «жертвы замещения» называются «молхомор». Это не изобретение карфагенян. «Жертвы замещения» существовали и на Востоке. Мы вспоминали библейский рассказ о том, как в последнюю минуту ангел удержал руку Авраама, готовящегося нанести смертельный удар Исааку, и послал ему ягненка, чтобы он пожертвовал богу животное вместо сына. Перед нами мифологическое отображение «жертвы замещения». Такие жертвы, как уже говорилось, практиковали карфагеняне в начале своей истории... до 700г. до н.э. или даже несколько позже урны тофета содержат только останки животных. И только с рубежа VIII — VII вв. или, скорее, в первой четверти VII в. до н. э. урны начинают заполняться пеплом сожженных детей.