Свята́я Русь — наименование Руси в русском фольклоре, поэзии, просторечии и красноречии[1][2][3][4], преобразующее в народном мировоззрении земную, преходящую Русь в Русь вечную и неизменную, в Царство Христово, Небесный Иерусалим, Светлое Будущее человечества (православного христианства) и позволяющее рассматривать русский народ как людей святой Руси, то есть народ Божий[5]. Само словосочетание «святая Русь» в литературе впервые прослеживается у Максима Грека в середине XVI века, однако судя по всему в народной среде в том или ином виде (в том числе Небесная Русь, Христова Русь, Божья Русь, Царство Христово для руси) было известно и ранее, и было тесно связано с понятиями и смыслами, присутствовавшими в регионе задолго до этого, возможно еще до Рождества Христова (царство Божие, страна Всевышнего, богов, святых и праведников, светлое будущее и т. д.). Также стоит упомянуть употребление названия святая Русь как синонима Руси земной, Русского государства и народа, аналогичное употреблению понятия Святая земля по отношению к Израилю и Ближнему Востоку. Так Лаврентий Черниговский советовал своим духовным чадам помнить, что «Украина, россия, Беларусь — вместе мы Святая Русь!», выражая таким образом идею триединства древней Русской земли, народа и общества (см. Триединый русский народ), идею единой Руси, земной и небесной в образе трех современных государств.
О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надежна Русь святая,
И русский Бог ещё велик!
Вы, люд заносчивый и дерзкий,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все — не русский вы народ! (1844)