Процесс пошел и идет все быстрее
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Трещины, вспучивание и «ворота в ад»: чем грозит России таяние вечной мерзлоты
65% территории страны — вечная мерзлота. На ней у нас строят города с жилыми домами, дороги и, что самое важное — газопроводы. А сейчас она тает, и пока не очень понятно, к чему это приведет для нашей страны: к беде или к расходам.
Обрушенные здания, поврежденные коммуникации, просевшие дороги и сломанные газопроводы. Вокруг — безжизненная, испещренная кратерами северная тундра. Это не сценарий апокалиптического фильма, это реальность, которая может грозить России, если из-за глобального изменения климата начнет массово таять вечная мерзлота.
В октябре 2016 года британская газета The Guardian выпустила материал о жителе Норильска, чей дом покрылся трещинами, а пол в квартире наклонился: угол здания тонул в тающей под фундаментом мерзлоте и деформировался, угрожая обрушением строения. Инженеры и геологи тогда говорили, что на таяние мерзлоты могут влиять техногенные факторы — Норильск, например, один из самых грязных городов России. Однако экологи утверждают: изменение климата ускоряет таяние вечной мерзлоты, ухудшая последствия для инфраструктуры. Из-за таяния грунта в Норильске деформировано уже около 60% зданий, они признаны аварийными, многие могут разрушиться. В зоне вечной мерзлоты находятся Норильск, Якутск, Салехард и Магадан, и всем им грозят подобные разрушения.
Четверть всего Северного полушария занимает земля с многолетним мерзлым грунтом. В России 65% территории находится в зоне вечной мерзлоты, ни одна страна в мире не имеет такого количества мерзлой земли. Еще наша страна — единственная, где в этих условиях существует очень развитая инфраструктура. Кроме крупных городов с населением больше 100 тысяч человек, это районы нефте- и газодобычи — на северные регионы приходится, например, около 80% добычи газа. На вечной мерзлоте стоят северные порты, регионы обслуживают железные дороги, трассы, линии коммуникации и даже одна атомная станция — Билибинская, в Чукотском автономном округе.
Вся это построено благодаря технологиям, разработанным в России. Таяние вечной мерзлоты грозит не только нарушениями инфраструктуры, но и серьезным экономическим ущербом: правительство подсчитало, что если не предотвратить процесс, ликвидация последствий будет стоить до 2,3 миллиардов долларов ежегодно.
Разрушения
По данным Гринписа, на сибирских газо- и нефтепроводах ежегодно случается около 35 тысяч аварий; примерно 21% из них — из-за механических повреждений и деформации труб. Эти аварии могут происходить именно потому, что грунт под трубопроводами размывается из-за таяния мерзлоты. Аналитики Bloomberg даже предположили, что тающая мерзлота угрожает нефтедобыче в России, и именно поэтому наша страна решила подписать Парижские соглашения о климате.
Кроме трубопроводов, многолетняя мерзлота тает и под другими объектами: жилыми и административными зданиями, железными дорогами и автотрассами. Дороги особенно уязвимы, считает Олег Анисимов: они часто пересекают зоны устойчивой и «слабой», иначе говоря, теплой мерзлоты. В каждой из них нужно строить по-своему, иначе могут возникнуть просадки или же вспучивания дорожного полотна из-за оттаивания и промерзания грунта.