А если конфигурация политических сил во власти изменится?
Минюст это министерство, зависит от состава правительства.
Правящая коалиция Израиля создается с большим трудом в результате компромиссных соглашений.
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
Согласно порядку назначения Министр юстиции пишет заключение для Главы правительства о кандидатуре будущего юридического советника правительства. В любом случае, это должен быть блестящий адвокат, широко известный в юридических кругах. Перед назначением столь важной
фигуры, Глава правительства проводит соответствующие консультации с
представителями политических партий, своими министрами и руководителями
правоохранительных органов. Когда кандидатура устраивает большинство сторон,
Премьер-министр проводит назначение.
"«Технически» главным прокурором является другое лицо- государственный прокурор.
Таким образом, в деятельности юридического советника правительства есть
известная двойственность, с одной стороны, он - консультант правительства, с
другой, он отвечает за соблюдение законности всеми, включая собственного
«клиента», пусть и в ущерб интересам последнего.
Проблема заключается в том, что обеспечение законности является более важной
функцией юридического советника правительства, чем обслуживание «клиента».
Иногда это приводит к тому, что правительство не имеет собственного адвоката при
судебном разбирательстве определенных вопросов, так бывает, если юридический
советник находит позицию правительства несостоятельной в правовом отношении.
Парадокс такой ситуации заключается в том, что любой другой субъект может
требовать решения суда, не признавая мнения генерального прокурора
окончательным правовым вердиктом, тогда как правительство должен представлять в БАГАЦе его юридический советник.
В том случае, если министры или депутаты кнессета не согласны с указаниями
юридического советника, единственный орган, который может отменить подобные
указания, является Верховный суд."
Т.е., подбор кандидатуры происходит достаточно гласно, и решения советника можно оспорить в ВС (БАГАЦ).
При этом юридический советник стоит очень близко к народу:
"В случае прекращения уголовного дела по тем или иным
основаниям или его невозбуждения заинтересованное лицо может обжаловать эти
решения юридическому советнику правительства."
Попробуйте что-нибудь обжаловать Генпрокурору Украины.
В то же время юридический советник влияет на назначение высших чинов Израиля, например начальника Генштаба:
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
"Взвесив возможные риски, Э. Барак и Б. Нетаньяху приняли решение пойти третьим путем: отказаться от борьбы за Й. Галанта. 2 февраля их канцелярии опубликовали следующее совместное заявление: «В свете сложившейся после выводов юридического советника ситуации премьер-министр и министр обороны не видят иного выхода, кроме как отменить назначение [Йоава Галанта] и начать процесс подбора кандидатов заново».
В Украине это невозможно, все полномочия принадлежат президенту.
Но главное, юридический советник несет личную ответственность за принимаемые
решения, а депутаты ВР никакой ответственности не несут.
Ну и еще в Израиле существует должность государственного контроллера:
"Государственный контролёр Израиля (ивр. מבקר המדינה — Мевакер ха-медина; араб. مراقب الدولة) — должностное лицо в Израиле, в обязанности которого входит контроль за деятельностью исполнительной власти, государственных предприятий и учреждений, политических партий, а также тех негосударственных организаций, в отношении которых это установлено законом. Госконтролёр также выполняет функции омбудсменa, рассматривая жалобы граждан на действия государственных учреждений.
Государственный контролёр действует на основании основного закона «О Государственном контролёре», который был принят кнессетом 15 февраля 1988 года. Госконтролёр избирается тайным голосованием членов кнессета на один семилетний срок. Он независим от правительства и подотчётен только кнессету, для его отстранения от должности необходимо квалифицированное большинство в 2/3 голосов членов кнессета. Дважды в год Госконтролёр предоставляет кнессету отчёт о текущей деятельности и раз в год — результаты проверки отдельных учреждений и рекомендации по устранению недостатков. Выбор учреждений и областей деятельности для проверки находится в ведении самого Госконтролёра. На время каденции он не может занимать никакого другого поста, быть членом кнессета или состоять в политической партии.
Деятельность Государственного контролёра обеспечивается ведомством госконтролёра (ивр. משרד מבקר המדינה) в штате которого работают юристы, аудиторы и другие специалисты. Бюджет ведомства Госконтролёра устанавливается непосредственно финансовой комиссией кнессета."
Т.е., не только юридический советник контролирует соблюдение законов, но и другой человек.