Приведу соответствующие примеры уже из нашей действительности.
Читаем Декларацию о государственном суверенитете Украины:
«Народ України має виключне право на володіння, користування і розпорядження національним багатством України.
Земля, її надра, повітряний простір, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території Української РСР, природні ресурси її континентального шельфу та виключної (морської) економічної зони, весь економічний і науково-технічний потенціал, що створений на території України, є власністю її народу, матеріальною основою суверенітету Республіки і використовуються з метою забезпечення матеріальних і духовних потреб її громадян.»
Читаем теперь ст.13 КУ:
«Земля, її надра, атмосферне повітря, водні та інші природні ресурси, які знаходяться в межах території України, природні ресурси її континентального шельфу, виключної (морської) економічної зони є об’єктами права власності Українського народу. Від імені Українського народу права власника здійснюють органи державної влади та органи місцевого самоврядування в межах, визначених цією Конституцією.»
Как видно из этой статьи «весь економічний і науково-технічний потенціал, що створений на території України» уже не принадлежит народу Украины. Как такое могло произойти? На каком правовом основании? И кто стал его собственником? Согласно Цивильному кодексу Украины такими собственниками могли стать фізичні особи та юридичні особи, держава Україна, Автономна Республіка Крим, територіальні громади, іноземні держави та інші суб'єкти публічного права.
Из этой же статьи КУ видно, что сам народ свои права собственника на природные ресурсы также не осуществляет, за него это делают «органи державної влади та органи місцевого самоврядування», т.е. практически народ лишился и природных ресурсов. Нынешняя ситуация с землей в этом плане показательна. Плевать, что народ против продажи земли – своей собственности. Как решат «органи державної влади», так и будет.
Вот так наш украинский Наркомюст высокопрофессионально отработал поставленную ему задачу - полностью лишил народ его собственности. Без единого выстрела. Тишь и благодать. Только сейчас из-за земли граждане переполошились.
Ситуация с землей интересна еще тем, с правовой точки зрения, что, благодаря ночной хитромудрости наших законодателей, в КУ одновременно дано право собственности на землю и народу, и частнику – на радость и коммунистам, и капиталистам. Что в рамках континентального права собственности, на котором строится отечественная правовая система, недопустимо. Не могут быть одновременно два субъекта собственности по отношению к одному и тому же объекту. Между ними – конфликт, грозящий гражданской войной. Поэтому даже не имеющий верхнего образования товарищ Гройсман проявил как-то удивительно глубокие познания в области права и предложил руководствоваться в вопросе о земле не континентальным правом, а англо-саксонским, в рамках которого объектом собственности является не сам предмет (земля, сооружение, …), а какое-либо правомочие по отношению к нему – право пользования, управления, наследования … (11 правомочий). И эти правомочия по отношению к одному предмету могут находиться у разных собственников. При этом на рынке собственности присутствует не сам предмет, а правомочия по отношению к нему.
Что теперь будет – неведомо. Но такое складывается впечатление, что вследствие турборежима работы наших законодателей у нас получится какая-то дивная украинская правовая смесь, которую потом наверняка придется перереформировать и приводить в какой-то надлежащий системный порядок.