Коммунизм как утопия. Призрак коммунизма больше не бродит по Европе
Я уже говорил, что коммунизм в принципе не возможен по ряду причин. В принципе, изобретатели коммунизма должны сидеть в одной палате с изобретателями вечных двигателей.
Но, поскольку идеи коммунизма все еще витают в головах некоторых утопистов, пройдемся по основным причинам, почему коммунизм недостижим.
Во-первых, в основе идеи коммунизма лежит превышение возможностей человека над его потребностями. Именно с момента превышения возможностей над потребностями начнется «нескончаемый поток материальных благ». Но такое состояние человеческого общества не возможно в принципе, поскольку противоречит человеческой сущности: человек всегда стремится достичь больше, чем имеет в настоящий момент. Это – природа человека, являющаяся причиной развития общества. Без такого стремления развитие общества останавливается.
Люди, сознательно ограничивающие свои потребности – аскеты, отшельники – это не правило, а исключение, только подтверждающее правила.
Во-вторых, принцип коммунизма «от каждого по способностям – каждому по труду» сформулирован так, что требует определенных посреднических институтов, которые бы каждому выдавали по потребностям. А это значит, что появляется определенный класс, который иначе относится к общественным богатствам (распределяющий), появляется необходимость каждому формулировать свои потребности, соответственно, какое-то денежное выражение потребности, что должно вести за собой появление денег в качестве выражения потребности, государства, в качестве института, печатающего деньги и т.д. Принцип получается утопический.
Вариант «от каждого по способностям – каждый берет по труду» классиками марксизма-ленинизма не рассматривался.
В-третьих, классики рассматривали только приятный труд, ни словом не говоря о неприятном. А такой труд ни при каком коммунизме не исчезнет. Никакой коммунизм не уничтожает полностью неприятных работ (уборка бытовых отходов, выгребание канализации, утилизация отходов жизнедеятельности, ремонт засорившихся механизмов во вредных и неприятных условиях и т.п.). Единственный способ снять с себя эти работы и переложить их на кого-то – это выразить свое нежелание в денежной форме, и соотнести его с чьим-то желанием заработать деньги. Эту проблему классики не разрешили, соответственно, вопрос денежного обращения остается на повестке дня на очень долгое время (вопрос о будущем капитализма и денежного обращения будет рассмотрен позднее в отдельной статье).
В-четвертых, сами классики не раз ссылались на диалектику Гегеля, соответственно, признавали, что в человеческом развитии не может быть конечной стадии.
Однако, в своих работах, посвященных коммунизму отходят от этого принципа, утверждая, что коммунизм является последней стадией в развитии человеческого общества.
В-пятых, коммунизм на практике оказался страшной вещью. Он привел не к росту возможностей, а к принудительному сокращению потребностей, в первую очередь тех, которые были чужды коммунизму. Буржуазных, вроде туалетной бумаги. Вообще самые стойкие коммунисты решали, какие потребности должен испытывать житель страны победившего коммунизма.
А дальше уже был естественный и быстрый переход к уравниловке. Все должны жить в одной большой казарме и не испытывать никаких лишних потребностей. На отдельном глобусе, не исключено, это могло бы сработать. Но этот эксперимент предварительно не был опробован на мышах. Поэтому в СССР, Кампучии, КНДР, на Кубе, в «странах социалистической ориентации» его опробовали сразу на людях. Результат известен. ...
Социализм как друг капитализма
Капитализм научился эксплуатировать население социалистических стран совместно с руководством таких стран. Пользуясь тем, что социалистические страны по сути своей являются феодальными, капиталисты начали эксплуатировать отсталые страны как свои придатки, предоставляющие дешевые природные ресурсы и рабочую силу. При этом капиталисты могут смириться с тем, что до половины полученной прибыли приходится тем или иным образом отдавать правящему классу социалистическо-феодальных стран. ...
Основные причины, почему «не сгнил» капитализм.
1. Предполагалось, что капиталисты в погоне за прибылью придут к экономической монополии. Этого не произошло.
2. Предполагалось, что при капитализме произойдет унификация действий рабочих и все рабочие станут пауперами-пролетариями, этого не произошло. Индустриализация и научно-техническая революция не позволили свести рабочий труд к элементарным операциям.
3. Предполагалось, что противоречия между рабочими и капиталистами являются 100% антагонистическим. Оказалось, что это не так, рабочие и капиталисты могут договориться о разделе произведенного (прибавочного) продукта.
4. Предполагалось, что тред-юнионистская активность рабочих разовьет в рабочих стремление к революционным действиям. Этого не произошло. Между тред-юнионистскими и революционными действиям оказалось пропасть, которую рабочие не заинтересованы переходить.
5. Предполагалось, что капиталисты никогда не пойдут на экономические уступки рабочим.
Это оказалось не правдой, оказалось, что капиталисты могут идти на экономические уступки и переговоры.
6. Предполагалось, что на смену капитализму легко может прийти общественно-экономическая формация всеобщего изобилия. Этого не произошло. Коммунизм оказался утопией, а социализм оказался одной из форм феодализма.
7. Капитализм оказался первой в истории общественно-экономической формацией, в которой начали реально действовать обратные связи в отношениях управления и собственности, заключающиеся в виде положительной реакции управляющих на пожелания и требования трудящихся.