Похоже, у меня нет в должной степени уважения к мертвым. В принципе, это логично как для художников, так и для медиков. Когда человеческое тело – не более, нежели объект для изучения. А с этих позиций не играет принципиального значения тот факт, что тело мертво. Когда трупы изучаются сантиметр за сантиметром, когда прикосновение к костям человеческого скелета волнует не более, чем прикосновение к старому сосуду, когда пальцы помнят на ощупь каждую шероховатость человеческого черепа… сам факт смерти абстагированой от конкретного человека не имеет значение. И уж совершенно неуместными видятся мне обвинения в излишней романтизации смерти, которые предъявляются художникам. Среди художников мало готов. Для них ночные походы на кладбища, раскопки заброшенных могил, вываривание черепов в подвалах – обыденность, лишенная какого бы то ни было налета романтизма. Какое уважение могут они испытывать к черепу, который держат в руках на занятиях? Они думают не о том, что за человек обладал при жизни данным черепом, они думают лишь о его структуре и форме.
В чем же все же заключается уважение памяти мертвых?
Какой смысл в этих обрядах? Дань традиции? Но традиции не приживаются, если не имеют смысл для живых.
Я не люблю похороны. Не могу избавиться от ощущения крайней нелепости и абсурда происходящего. Прощание с телом… да при чем тут тело? Какая, скажите, разница – сгниет оно в гробу или будет выставлено в анатомичке, или выварено и сброшено в груду с прочим набором костей в подсобке художественной мастерской?
Разве что не вполне понятно, когда из черепов делают подсвечники и подставки для карандашей… но если кому-то это доставляет удовольствие – что ж, почему бы и нет.
Не могу конечно говорить о других, но мне абсолютно все равно, что будет с моим телом после смерти. Но вот что людям подобное использование тел мертвых кажется кощунственным, когда речь касается их родственников – это факт. Почему? В чем тут дело?