Очень хорошо сказано
Irina Korotych
Два дня назад мы ехали по Киеву с нашими прекрасными друзьями из Москвы. Они рассказывали о каком-то диалоге с каким-то очередным знакомым, который неожиданно выдал полный набор пропаганды (ребята там в своей Москве стараются по мере сил заниматься просветительской деятельностью): "И вот я понимаю, что у меня есть две минуты на то, чтобы объяснить человеку, что есть другая точка зрения". И тут меня тряхнуло.
"Есть и другая точка зрения".
За прошедший год я убедилась, что это такая фраза-маркер. И что если человек её использует, то он - ***** с 90-процентной вероятностью. Ещё 9% вероятности - что он ****ь при исполнении. Ну, и один процент всегда остаётся на тех, кто просто неудачно выразился, как моя любимая московская подруга.
"Есть другая точка зрения", - говорят люди. И после этого следует попытка оправдать преступление и сделать чёрное белым или хотя бы сероватым - либо ссылка крайней степени лживости, либо отчаянной предвзятости аналитика, либо псевдоморализаторские и якобы-примирительные рассуждения о том, что всё не так однозначно. Вот, например, с Крымом всё не так однозначно, потому что есть другая точка зрения. С воровством во власти всё неоднозначно. С противодействием сепаратизму прямо очень всё неоднозначно. На всё есть, оказывается, "другая точка зрения", как говорится, куда ни ткнись - наткнёшься.
И чуть что - очень удобно поднять вой на тему: "Конечно, вы только свою точку зрения признаёте, а чужие для вас - неправильные, вот она, ваша демократия". Это тоже такое общее место и удобный полемический приём.
А я, граждане, думаю, что когда есть преступление - нет и не может быть никаких точек зрения. Есть вооружённое вторжение. Есть аннексия территории. Есть поддержка и организация сепаратизма. Есть вооружение незаконных бандитских формирований на территории чужой страны. Есть беспредельная, за гранью осознания, ложь по всем доступным каналам. И нет и не может быть по этому поводу вообще никаких "точек зрения".
Считать, что по этому поводу могут быть какие бы то ни было "точки зрения", - это всё равно, что допускать "точки зрения" на таблицу умножения. Можно, конечно, рассказать, что дважды два - пять, потому что это ваша точка зрения. Но таблица умножения от этого не поменяется.
Вор всегда может рассказать свою "точку зрения", а насильник - свою. Но преступление останется преступлением, каким бы количеством бантиков "других точек зрения" вы его ни увязали.
Так что нет никаких точек зрения. Вот просто так, недемократично, по-хунтовски, как мы любим - нет. Есть попытки оправдать преступления. А "точки зрения" тут совершенно не при чём.