"....А эти рейтинги дают нам, с учётом обстановки, большое подорожание ресурсов. И я думаю, что хуже, чем подорожание. Наши крупнейшие компании закредитованы на Западе, и [суммарный] кредит, который они взяли, уже превосходит золотовалютные резервы ЦБ и правительства. Их порядка 500 млрд, а долги квазичастные (которые на самом деле никакие не частные, потому что берут компании с государственным участием, и те, кто дают кредиты, понимают, что за «Газпромом» стоит государство, что за «Роснефтью» стоит государство, и смело дают кредиты) составляют больше 650 млрд. То есть заметно больше, чем резервы. И эти кредиты в краткосрочном периоде безнадёжны: и «Газпром», и «Роснефть» не могут оплатить их к концу года, поэтому надо будет перекредитоваться. И это было возможно, ведь откуда накопились такие огромные долги? Это всё перекредитовки — предыдущий долг не отдаётся, строится такая пирамида, следующий долг берётся. А сейчас, в этом году, нужно выплатить порядка 100 млрд. долларов, а сделать это невозможно, ведь надо где-то найти эти 100 млрд. В хорошем случае их удастся найти под очень высокие проценты, неподъёмные проценты. Но я думаю, что их найти не удастся.
— А что может помешать поиску?
— Американцы. Они очень контролируют финансовую сферу, они не разрешат нас кредитовать. Достаточно вспомнить, что в прошлом году оштрафовали пять или шесть европейских крупнейших банков на $7 млрд. за то, что те не доглядели за своими клиентами, которые имели дело с государствами-изгоями — Ираном, Кубой и так далее. И эти банки оплатили эти безумные штрафы, потому что просто боялись отключения от долларовых расчётов. Поэтому я думаю, что, если кто-то нас захочет сейчас прокредитовать, то американцы прозрачно намекнут, что будут либо штрафы — которые сделают эти кредиты бессмысленными с экономической точки зрения, даже опасными, — либо отключение от долларовых расчётов, а это мгновенная смерть. Моя гипотеза такая: нам вообще не удастся получить ресурсы.
— И что тогда?
— Тогда нужно последние наши крохи бюджетные отдавать этим компаниям, чтобы они расплачивались. Либо — полная блокировка международных экономических связей. И вплоть до того, что те доллары, которые мы зарабатываем от нефти, будут оставаться на западе и к нам не возвращаться. Как известно, нефть нам девать некуда. Либо она уходит на запад, либо мы её просто разливаем в Сибири, что и делаем отчасти сейчас. Так что рейтинг — очень тяжёлый удар для нас. Не говоря уже о том, что без капиталовложений никакой надежды не было и до событий в Крыму, теперь же надежды меньше, потому что очень многое мы теперь должны сделать сами. Так что очень плохо дело.
— Неужели нет возможности обойти влияние США?
— Практически никакой нет. За последние 15 лет американцы очень хорошо стали контролировать денежные потоки, переломили традиции, за которыми стояли сотни стран. Например, Швейцария попищала-попищала, пыталась долгое время с нами вместе бороться с американцами, чтобы те не заставляли их делать банковскую систему прозрачной. Они жили многие десятилетия за счёт того, что им можно было поставлять капиталы не очень чистые. Думаю, что совсем грязных денег они побаивались, но совсем серые (спрятанные от налогов) деньги они брали с удовольствием, а теперь это прекратилось полностью. Теперь, как известно, вступил в силу простодушный американский закон FATCA, который требует отчёт от каждого банка. К тому же та история с европейскими банками и штрафом хорошо показывает, что американцы видят всё, что происходит...."
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.