Российская исследовательница О. И. Вендина указывает два основных типа идентичности у русских Украины[17]:
1. «Размытая» идентичность, характерная для русских большинства регионов Украины, а также Приднестровья, тесно связанных со своими соседями украинцами[17]; часто люди не могут определить, русские они или украинцы[17]. Русские и украинские традиции трудноразделимы и уже давно вошли в быт[17]. Языковая и культурная близость народов ранее помогала русификации населения, сегодня она работает на украинизацию[17]. Русские не видят для себя угрозы в освоении украинского языка, необходимого для решения административных и правовых вопросов[17].
2. Национальная идентичность с выраженным «комплексом неполноценности», основанная на критичном отношении к себе, характерна для русских Западной Украины (а также стран Прибалтики, Правобережной Молдавии), где им дают почувствовать, что они «лишние граждане» или даже «неграждане»[17]. Однако сами русские настроены на приспособление к сложившейся ситуации[17].
Как указывает канадский исследователь Тарас Кузьо, русские после распада Советского Союза в целом и на Украине оказались неспособными к масштабной этнической мобилизации:
1) они были представлены в основном рабочим классом с очень небольшой прослойкой гуманитарной интеллигенции, которая могла бы способствовать их мобилизации,
2) сравнительно слабой оказалась групповая солидарность между русскими из Российской Федерации и русскими меньшинствами за рубежом,
3) в русскоязычных юго-восточных регионах Украины оказался значительно размытым социальный капитал в виде доверия к общественным (негосударственным) институтам и организациям (по сравнению с западными областями),
4) среди русских в целом оказалась более развитой не национальная, а государственная идентичность, а в русскоязычных регионах Украины также территориальная идентичность. Даже в Крыму, где русские составляют большинство, они смогли лишь поднять статус своего региона до уровня автономной республики, а в 1995 после ликвидации президентства Юрия Мешкова крымские сепаратисты практически маргинализировались[18].