К сожалению, эти изменения не нашли отражения в соответствующем наставлении по стрелковому делу. В НСД для СВД до сих пор значится: шаг нарезов — 320 мм, а о снайперском патроне даже не упоминается. Приведение же винтовки СВД к нормальному бою рекомендуется производить патронами с пулей ЛПС с теми же нормативами, что и в 1938 г. — на 100 м четыре пули должны ложиться в круг диаметром 8 см...
Сравнение СВД с зарубежными снайперскими винтовками показывает, что при использовании валовых патронов с пулями со стальными сердечниками она по кучности и, следовательно, по вероятностям попадания в цель уступает ****огичному оружию НАТО. По данным журнала «Schweizer Waffen Magasin» (N 9/1989), «нормы НАТО предполагают для снайперских винтовок поперечник не более 15 дюймов при стрельбе на 600 ярдов сериями по 10 выстрелов». Это соответствует поперечнику рассеивания в 21 см на дистанции 300 м. Винтовки же СВД при стрельбе валовыми патронами типа ЛПС сдаются на заводе по следующему нормативу: на 100 м тремя сериями по 20 выстрелов R100cp. не более 6,5 см, что соответствует на расстоянии 300 м Пср. не более 32 см.
Несмотря на это, винтовка СВД была принята на вооружение, потому что в два раза превосходила по эффективности снайперскую винтовку обр.1891/30 гг., в основном за счет возможности производства по цели двух, а то и трех прицельных выстрелов вместо одного из магазинной винтовки.
Разработка же и принятие на вооружение снайперского патрона как бы вдохнули в СВД вторую жизнь. Теперь рассеивание из нее стало (в зависимости от шага нарезов): R100cp. не более 10 — 12 см на дистанции 300 м, т.е. Пср. не более 16,5 — 20 см. Эти показатели вполне соответствуют современным требованиям к снайперскому оружию.
Нельзя не сделать еще одного замечания, касающегося требований к снайперскому оружию по кучности стрельбы. Во многих статьях говорится, что снайперским оружием может считаться только то, которое обеспечивает рассеивание выстрелов не больше 1 МОА, т.е. не больше одной угловой минуты (кстати, это соответствует величине поперечника на 300 м, равного 8,7 см, а не 7,5 см, как часто пишут, что далеко не одно и то же). Так вот, это требование относится к высококлассным спортивным винтовкам и патронам, но не к боевому снайперскому оружию, и путать это не следует. В заключение хочу вспомнить статью Рязанова в «Солдате удачи», в которой он писал: «Сейчас крайне необходим новый снайперский патрон, по точности близкий к целевому, но имеющий высокие бронебойные свойства». С удовольствием сообщаю, что с конца прошлого года начат серийный выпуск модернизированного 7,62-мм винтовочного снайперского патрона под индексом 7Н14. Этот патрон по кучности стрельбы равноценен патрону 7Н1 (т.е. ЦП), но существенно превосходит его по бронебойному действию благодаря введению в конструкцию пули заостренного закаленного стального сердечника вместо тупоконечного из стали 10.