...
Поэтому я не думаю, что нам следует сожалеть о том, что мы не вскочили в какой-то последний вагон. Если бы возникло нечто фантастическое, и сейчас бы нам предложили вступить в ЕС, то я думаю, что это было бы для Украины не лучший вариант. Например, для Украины было бы очень тяжелым испытанием все требования ЕС, в частности социальные требования, которые наша экономика просто не могла бы выдержать.
...
Я думаю, что всякое экономическое действие имеет чисто экономические, краткосрочные экономические последствия и имеет разнообразные неэкономические последствия. И скажем, грубо говоря, цивилизационные последствия. И никогда нельзя вести в отношении серьезных экономических действий только экономические расчеты.
Несомненно, если бы мы сумели, хотя я в это мало верю, осуществить в рамках Единого экономического пространства зону свободной торговли, это было бы нам выгодно. Я еще раз повторяю, до сих пор у нас не получалось этого. Но если бы даже это случилось, то это хорошее экономическое решение, потому что мы в принципе можем это делать и с другими странами одновременно. У нас есть ограничения внеэкономические. Это цивилизационные ограничения.
Если мы это пространство (единое экономическое) усилим в такой степени, что оно нам будет мешать создавать внутри себя Европу, то тогда, как бы выгодно это не было, мы не должны на это идти. Я считаю, что тот шаг, который мы сейчас совершили, он приемлем. Следующий шаг, если мы осуществим, например, валютный союз или таможенный союз. Как бы выгодно это не было, это уже не приемлемо. То есть, должны быть какие-то ограничения. И мы должны говорить не вообще выгодно - невыгодно, а измерять это с этими цивилизационными ограничениями.
...