Офшор для власти - панацея от смерти ...
В ситуации с Налоговым кодексом
есть положительный момент, которого совершенно не рассчитывала власть при создании своего фискального шедевра.
На поверхность вышли забытые серые дыры украинской экономики. На акциях протеста, в которых в последнее время утопает Украины, все отчетливее звучит требование предпринимателей - мы готовы выполнять налоговое законодательство, но тогда пусть и крупный бизнес выходит из оффшоров, налоги должны платить все и согласно доходам. «Вожди», которые, впрочем, всегда бывает, связанные с крупным бизнесом, не перестают повторять, что, мол, переговоры ведутся, в частности, с Кипром, но решение вопроса требует времени. Что же мешало раньше разобраться с этим камнем преткновения - теневыми потоками, которые, к сожалению, плывут вовсе не в направлении бюджета? Декларируя, что Налоговый кодекс - жизненная необходимость, а предприниматели должны осознавать тяжелое положение в стране с наполнением казны и поступать согласно велениям совести, власть
абсолютно «забыла» ужесточить правила игры для крупного бизнеса, очевидно, делая ставку на его «менталитет» - всегда «делиться с ближним». Видно, оффшоры, если даже и структурно изменятся, жить будут вечно.
В дискуссиях по поводу офшоров сейчас чаще упоминается
Кипр, который, кстати,
выведен из списка стран, являющихся налоговым раем,
ведь есть еще Британские Виргинские острова, Сейшельские и Каймановы острова, а также многие другие заманчивых территорий для наших бизнес-монстров.
*** Согласно распоряжению правительства Украины «О перечне оффшорных зон" (N 77-р от 24.02.2003 г.) внесены изменения в порядок работы с такими зонами. Этим документом утвержден новый и признано недействительным старый список (учрежден Кабинетом министров 14 февраля 2002 распоряжениями N 53-р и 156-р (29.03.2002 года) оффшорных зон.
В перечень внесены следующие оффшорные зоны (всего 37):Британские зависимые территории (остров Джерси, Остров Гернси, Остров Олдерни, острова Мен) Центральная Америка (Белиз, Панама); Ближний Восток (Бахрейн); Карибский регион (Аруба, Ангилья, Антигуа и Багамские Острова, Барбуда, Бермудские острова, Барбадос, Британские острова и Виргинские острова (США), Гренада, Монтсеррат, Каймановы острова, Антильские острова и Нидерландские, Пуэрто-Рико, Гренадины-Сент-Винсент, Сент-Китс, Сент-Люсия, Невис, Содружество Доминики, Кайкос и Теркс) Европа (Монако, Андорра, Гибралтар); Тихоокеанский регион (Науру, Вануату, Ниуе, Маршалловы острова, Самоа, Острова Кука); Африка (Сейшельские и Острова Либерия); Южная Азия (Мальдивская Республика ).
Так вот, по сравнению с отмененным перечнем,
к новому внесены Острова Пуэрто-Рико, Каймановы острова, Бермуды. А Кипр из этого перечня исключены (распоряжением Кабинета министров N 44-р от 1 февраля 2006).
Вообще, термин «оффшор» происходит от английского
«Off shore» - «вне». На практике это означает, что законодательство страны, которая попадает в этот разряд,
позволяет полностью или частично освободить от налогов компании, принадлежащие иностранным лицам. Облагается только та деятельность фирмы, которая ведется на территории этого государства. Все остальное - вне налогообложением. Оффшорные договоры составляются в соответствии с международным правом.
Как все происходит на практике: в налоговом раю регистрируется «дочка» украинской компании, в стране-«зачатие» она не работает, да и владельцами ее являются иностранные лица. Вместо традиционного налогообложения для таких фирм часто используется только фиксированный ежегодный сбор. Вся жизнедеятельность оффшорной компании контролируется законами страны регистрации. Созданы специальные списки фирм на каждой оффшорной территории, за нарушение «режима» налагается штраф, могут даже вывести из перечня разрешенных.
Как видно, оффшорные условия действительно грех не назвать райскими. Что касается Кипра, то отношения Украины с этой «теплой» страной особые. Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества было заключено между Кипром и СССР 29 октября 1982.
Согласно документу, от налогообложения освобождаются любые доходы, которые перечисляются из одной страны в другую, за исключением некоторых случаев отношении физических лиц и доходов постоянных представительств. Понятно, что
для крупного бизнеса - это возможность практически легально, без какого-либо налогообложения, выводить за границу огромные суммы и минимизировать налоговые обязательства (представляете реальные масштабы вывода средств из Украины, если такие схемы касаются не только Кипра).
Переговоры с Кипром о «раскрытия карт» велись с 1997 по 2006 год, завершились они ничем - Кипр отказался подписать новый договор на условиях Украины. Киев начал процесс денонсации «советской» соглашения, что заставило Кипр согласиться в
2007 году подписать новую налоговую конвенцию, но уже в начале 2008-го переговоры по этому вопросу сорвались. Кстати, при премьере Юрие Еханурове в 2006 году провести через Верховную Раду отмене сделки не удалось.
Очередная попытка реанимировать денонсации тоже потерпела фиаско.
Кабинет министров Юлии Тимошенко в середине 2008 года утвердил соответствующий законопроект, и принять его парламент должен был до 1 июля. Спешка объяснял тогда Минфин тем, что при денонсации договора страна обязана письменно уведомить об этом другую сторону не позднее шести месяцев до окончания календарного года, но даже при принятии закона Украины соглашение автоматически действует еще год.
То есть, при полной поддержке документа парламентариями нормы киприотского налогообложения действовали бы до 2010 года. Настойчивость тогдашнего правительства можно понять - кризис в разгаре, бюджет трещит по швам, а деньги плывут в карманы бизнеса.
Но получить желаемый результат не получилось, депутаты, личные интересы которых совершенно очевидны, не поддержали идею вернуть в страну миллиарды долларов, которые ничуть не уступают по размеру сегодняшний помощи международных институтов. Ведь идея неплохая, по крайней мере, такие действия могли противостоять «пидсиданню» Украины на финансовую иглу МВФ.
Еще одна попытка Кабмина
Тимошенко - в декабре
2008-го и тоже неудачная.
"За" проголосовали только 211 из 440 народных депутатов. Не голосовали в полном составе фракции КПУ, Партии регионов, а от фракции Блока Литвина проголосовал «за» только один народный депутат.
Как пояснил тогда Адам Мартынюк (КПУ), коммунисты не могли голосовать за денонсацию этого соглашения, поскольку она подписывалась в СССР, а президентом Кипра является коммунист (!)
Думаю, после такой яркой заявления позицию остальных несогласных можно оставить без комментариев.
Новая волна борьбы с оффшором началась осенью этого года в свете принятия Налогового кодекса. В сентябре с.г. заместитель спикера ВР
Николай Томенко направил обращение к премьер-министру Николаю Азарову,
в котором говорилось о необходимости решения проблемы нелегального истечения украинских капиталов через Республику Кипр,
т.е. внести на рассмотрение парламента соответствующий законопроект. «Правительство должно, наконец, подтвердить, что он готов выполнять предвыборные обещания и продемонстрировать, что либо налоговая политика властей будет базироваться на увеличении налогов для малого и среднего бизнеса, или, наконец, начнут платить налоги представители крупного бизнеса», - подчеркнул Н. Томенко.
В ответе, полученном на имя Н. Томенко за подписью Н. Азарова, говорилось, что в связи с восстановлением переговорного процесса по кипрской стороной, а также планами провести следующий раунд двусторонних консультаций в ноябре в Киеве,
Кабинет министров считает нецелесообразным внесения в ВР законопроекта о денонсации упомянутого соглашения.
И действительно, в Минфине подтвердили, что переговоры ведутся, Кипр прислал делегацию в столицу, обсуждение продолжается.
Понятно, что все формальности связанные с бумажной волокитой, а основные механизмы, согласно международным канонам, имеют определенные сроки обсуждения, но в нашей истории все это кажется довольно наигранным, если добавить еще один важный факт. В мае с.г. Президент Украины
Виктор Янукович подписал закон, касающийся налогообложения дивидендов (27 апреля Верховная Рада приняла Закон "О внесении изменений в Закон" О налогообложении прибыли предприятий "). Им, в частности, предусматривается«
введение раздельного учета доходов, полученных от юридических лиц, находящихся под их контролем, а также невключение дивидендов, полученных от нерезидентов - юридических лиц,
кроме нерезидентов, имеющих оффшорный статус, в состав валового дохода, и освобождение от уплаты авансового взноса при выплате дивидендов в пределах сумм дивидендов, полученных от юридических лиц, находящихся под контролем юридического лица, осуществляющего выплату ».
Конечно, на слух - замысловато. Но на практике все оказалось, как всегда, просто. Приведем комментарий по этому поводу Правительства гражданского общества, созданный по инициативе Всеукраинской общественной организации «Гражданское движение Олега Рябоконя». Заключение ВОО такой - изменения в законодательстве могут
привести к созданию "налогового рая" для олигархов.
Так, в ВОО подчеркивают, что «от налогообложения освобождаются дивиденды, которые получают украинскую холдинги от" связанных "с ними иностранных компаний. С одной стороны, законодательная инициатива рассматривается как стимул для выхода национальных предприятий на зарубежные рынки, поскольку устраняется двойное налогообложение доходов, полученных от деятельности иностранных подразделений украинских компаний. Теперь иностранные "дочки" Украинская холдингов смогут конкурировать на равных на иностранных рынках с точки зрения налогообложения, ведь их прибыль будет облагаться налогом только один раз ».
«С другой стороны, положения закона прописаны таким образом, что
теперь те, кто выводит деньги из Украины через свои оффшорные компании-посредники, получают прекрасную возможность не платить налог на прибыль в Украине и иметь статус богатейших людей страны на законных основаниях», - отмечает Правительство гражданского общества.
Иными словами, основывает компанию-посредника, например, на Кипре, который не считается офшором, а та, в свою очередь, создает компанию в любой оффшорной зоне с минимальным налогообложением. «Тогда включается довольно
простая схема ухода от налогообложения, где, скажем, украинский металлургический холдинг производит определенную продукцию и продает ее за границей через компанию-посредника, расположенную в одной из оффшорных зон. Затем эта оффшорная компания-посредник продает продукцию по ценам значительно выше и полученную направляет в виде дивидендов компании-учредителю на Кипре, а и их отправляет своей материнской компании - украинская металлургическом холдинге.
При такой схеме налоги на прибыль не платиться ни в оффшоре, ни на Кипре, и, конечно же, не в Украине », - объясняет Правительство гражданского общества.
Чтобы исправить законодательный «ляпсус», ВОО предлагает ввести
налогообложение «оффшорных» дивидендов, а также отменить обязательное лицензирование инвестиций за границу.
А в ответ - тишина. И это понятно, с учетом того, что интерес бизнеса напрямую связан с «вероисповеданию» наших политиков, или вернее - законотворчества без бизнес «помощи» не бывает.
Как завершатся переговоры с Кипром, покажет время, но сомнения берут, что все решится в нашу с вами пользу. Особенно с учетом того, что, как оказалось, в украинских законах учтено «любое». А добавить хочется одно -
своими фискальными правилами власть загоняет малый и средний бизнес в тень, ведь им тоже хочется жить. Вот это-то желание и заставляет их становиться кулибиных. Например, один знакомый, который на договорной основе является консультантом крупной компании, теперь с введением ПК обязан будет половину своего гонорара отдать государству в виде налога. При этом иностранная фирма, которая платит ему за работу, свой взнос в бюджет осуществляет. Сушил он голову, как быть и придумал - нужно открывать оффшор. Его обслуживание стоит значительно дешевле, чем «вклад» в предстоящие безперспективы государства. «Благо», предложений масса, даже в Интернете.
Вот к чему мы пришли.
Нана Черная
Посилання видалено