Ок, вы говорите замысел понятен и однозначен. Озвучьте его
Идея - Эгоизм
Тема - Предательство
ГГ - он самоуверен, деспотичен, упрям, несдержан. Мер города точно такой же, только слабее морально, зато злее.
Жена ГГ - Заводит шашни с другом мужа, возвращается к мужу после обнаружения измены, топится не подумав о последствиях.
Сын ГГ - Типичный тинейджер который во всех своих бедах винит окружающих, в основном мачеху, выступая таким образом против отца.
Друг ГГ - Заводит шашни с женой друга, несдержан, не берет трубку после конфликта, когда его помощь нужна.
Семейная пара друзья жены ГГ - Не принимают приглашения на праздник, зная как ГГ любит жену свидетельствуют против него, решают забрать сына ГГ тк полагается доплата от гос-ва и льготы.
Нач ДПС - пользуется услугами ГГ, обидчив, свидетельствует против него.
Епископ(или кто он там) - Озабочен своим будущим приходом, больше чем судьбами людей, именно он подначивает мера разобраться силой.
Отсюда конфликт - непонимание или разобщенность(ГГ в конце плачет и говорит - непонимаю) и последствия, ужасные и трагические. Это все следствие эгоизма. Нет понимания в семье(Эгоизм), предательство жены и друга, наплевательское отношение сына к чувствам отца. Разборки с мером оканчиваются провалом из-за разобщенности вызванной изменой. Не было бы измены они бы возможно додавили мера. Предательство чиновников, попрание закона.
Само собой есть другие конфликты, но это основной. Название намекает на замысел, отсылая к библейскому мифу о Ионе, там он возмущается что Яхве не уничтожил город(жалел что не насладится карой господней), но при этом жалел увядший куст, тень от которого давала ему прохладу от жары. По простому был эгоистом.
Звягинцев, в своей манере предлагает нам понаблюдать за всем этим со стороны, полагая видимо, что так виднее. Именно по этому ******ы объяснения.
По поводу "шелухи" и непонятых сцен. То что не получается сформулировать их значения, в силу разных причин, не значит что они не поняты и лишние, мозг воспринимает образы бессознательно.
Сцена с хлебом. Это одна из нескольких сцен связанных между собой.
1. Мер обедает у епископа, отрыгивает куски еды. Начало фильма.
2. Сцена с хлебом, мы видим кроткую женщину в грязном затертом ******е, ухаживающею за свиньями "за еду", видим упитанных розовых хрюшек которые помахивая ушами жрут плоды ее трудов. Хлеб это оплата за ее труд. Кульминация.
3. Мер кушает в ресторане, мы видим его со спины, он жует и уши его шевелятся как у кнура. Он получает сообщение что ГГ приговорили к 15 годам и говорит - Будут знать как на меня прыгать(не дословно). Развязка.
Кстати, так что там со сценой про хлеб? О чём она?
Это образ системы в которой живут герои фильма. Народ в штопаном ******е кормит свиные рыла захватившие власть. Там смысл глубже, это и критика оф линии правительства, и критика РПЦ, и критика черезмерно раздутых полномочий чиновников.
Там еще есть несколько интересных образов, баррель бьющийся в волнах на скалах, какой то человек копающийся в вещах ГГ у него дома(а ****, ему то уже не пригодится), остовы кораблей разбившиеся у берега, скелет кита на берегу, портреты былых вошьдей, которые используются как мишени. Что это все значит, может и сложно сформулировать, но бессознательно воспринимается. Возможно не так как планировал режиссер или не совсем так, но эти образы четкие.