8 июне 1994 г. Шломо Шитрит, по слухам - родственник члена Кнессета. Шитрита, был застрелен своим же товарищем на одном из пропускных пунктов, где служил. Это происшествие вызвало скандальные отголоски, пролившие свет на уровень насилия в израильской армии, случаи убийства военнослужащими один другого и на секретность, окружающую подобные случаи. Если бы Шломо не был "аристократических кровей" (или кто-то бы не полагал бы так), его смерть так и осталась бы никому не известной. Петах-Тиквенская газета на иврите "Мелаб" (ес) (1) в 1994 году писала, что офицер израильской армии, Моше Бернес (ЗЗ) признаёт, что употребляет наркотики, и добавляет, что в условиях израильской армии это необходимо, да и отказаться в условиях, когда все либо "нюхают", либо "колются", либо "лижут", невозможно.
9 июня 1994 года была передача радио "РЭКА" "За круглым столом", в которой принимали участие представители армии, ответственные за набор призывников в Цагаль. Звонила на радиостанцию мать солдата Максима Изоха, служащего в отборной дивизии "Гивати". В армии Максим получил грыжу - мать считает, из-за командиров. Ему сделали операцию, после которой возникли проблемы со здоровьем и - автоматически - с командирами. Над нам так издевались, что он вынужден был дважды убегать из армии. Его вернули в армию, но перестали платить зарплату, а мать-одиночка теперь без этой помощи не может прожить. В той же передаче звонила мать солдата из Ашкелона (Наташа), которая сказала, что материальное положение их семьи ужасное, но уже полгода, как они перестали получать помощь, полагающуюся неимущим, сын которых в армии. На призывном пункте, откуда забирали их сына, матери заявили, что личное дело её сына утеряно. Офицер из части, посетивший ее дома, обрушился с нападкам на русскоязычных иммигрантов, показывая, как ненавидит их. "Вы хотите денежек, - сказал он, - это чтобы поскорее купить машину, да?"... Звонил дедушка - внука набирают в армию, не дав ему возможности поступить в университет...
Армия и раввинат отказываются хоронить погибших в армии "русских" солдат, если есть хотя бы малейшее подозрение, что один из родителей - не еврей. Так, газета "Идиот Ахронот", за 16 августа 1993 года, описала вопиющий случай, когда погибшего солдата, нового иммигранта Льва Пейсахова, похоронили за оградой военного кладбища (не на кладбище) - так как у него, мол, русская мать. Радиостанция Цагаля однажды сообщила, что солдат, "по ошибке" (!) захороненный не на кладбище, после подтверждения его еврейства был перезахоронен. Об облавах на уклоняющихся от военной службы уже упоминалось выше. Характерная деталь израильского "правосудия" - это то, что, хотя уклоняющихся от военной службы (не избегающих призывного пункта, о них - особый разговор; речь сейчас идет о тех законопослушных гражданах, какие являются на призывной пункт, но там заявляют, что они отказываются служить; по израильским и международным законам их должен судить гражданский суд: ведь они не стали солдатами и не имеют отношения к армии) не имеют права судить военные власти, их все равно забирают в военную тюрьму, и там всеми средствами заставляют надеть военную форму, вплоть до применения побоев и пыток. Даже если после облачения такого человека в военную форму его перестают бить и не заставляют больше служить в армии, его судит военный суд как дезертира, убежавшего и з а р м и и, хотя этот человек не служил и не принимал присягу!.. Характерные детали нарушения прав человека, связанные с принуждением служить в армии, проступают в письме, которое меня попросили перевести на английский язык родители одного парня. Стоит привести текст этого письма с некоторыми купюрами (понятно, что я не могу назвать имя этого молодого человека):
От родителей Г. Ф. /инициалы изменены/.
[ Позже семья Метельницких, в том числе и сын Валерий, о котором ниже идет речь, сумели бежать в Канаду, где просили статус беженцев и получили отказ; полностью их дело приведено в приложении к работе "ГУЛАГ Палестины", в моем Сетевом журнале
zhurnal.lib.ru/editors/g/gunin_l_m/ ; но тогда, когда писалась эта работа, их подлинные имена нельзя было оглашать прим. 2000 года ]
"16 мая 1994 г. наш сын, Г. Ф., был арестовав и посажен в военную тюрьму. Мы, его родители, требуем, чтобы он был признан политическим заключённым и получил помощь от правозащитных организаций.
Формальным поводом для его ареста послужил его отказ стать солдатом израильской армии. Но повестка, по которой он должен был явиться на призывной пункт в Тель-ха-Шомер, был датирована 2-м маем, а отправлена была 5-го мая (шла с призывного пункта на нашу почту два дня и была получена нами ещё через 2-3 дня). Ясно, что если бы хотели прибытия нашего сына вовремя, повестку послали бы заранее. Значит, кто-то специально сделал так, чтобы у Г. не было никакой возможности прибыть на призывной пункт в указанное время, и это использовали как повод для его задержания.
Приехав в Израиль, мы полагали, что, получая статус граждан этой страны, мы становимся полноправными членам общества, такими же, как те, кто тут родился, прибыл из других стран или живёт тут много лет. Очень скоро мы поняли, что в действительности не являемся гражданами этой страны, а гражданство, полученное нами - не более, чем бумажка. У нас есть лишь одна "привилегия" - быть рабами израильтян.
То, что происходит в этой стране с русскоязычными людьми - это геноцид. Мы можем доказать в суде, что русскоязычные новые иммигранты на деле не являются гражданами Израиля, мы можем представить в подтверждение тому сотни статей в русских израильских газетах, свидетельства многих людей, наш личный печальный опыт, факты и документы. Но наше положение ещё хуже, чем у большинства "русских" - потому что мать Г. не "чистокровная еврейка". Мы считаем, что именно поэтому мы подвергаемся ещё большей эксплуатации, дискриминации, оскорблениям и террору беззакониями, именно поэтому наш сын должен был пережить (в травле принимали участие как учителя, так и ученики) в школе оскорбления, насмешки, унижения; его избивали, его поместили в один из выпускных классов без знания языка, без ознакомления с программой, без подготовительных занятий; учителя не только не помогали ему адаптироваться, но наоборот, всячески оскорбляли его. Ему постоянно твердили: "Убирайся назад, в свою Россию, "вонючий выродок". Вот почему он бросил школу и пошёл работать.
Если мы полноправные граждане Израиля, то почему наша зарплата (не только наша - родителей Г., - но всех "русских") в несколько раз меньше, чем зарплата израильтян; мать Г. работает за оплату, которая намного ниже установленного законом минимального уровня, итак равного нищенской подачке - всё это потому, что мы "русское дерьмо". Мы живём в караванном городке, вид которого очень напоминает концлагерь - потому что мы "русское дерьмо". Наш сын не имеет никаких перспектив, никакого будущего в этой стране - потому что мы "русское дерьмо".
Израильская армия - не такое место, где кончается дискриминация и издевательства над иммигрантами, говорящими по-русски. Кроме всех кошмаров, которые про эту армию рассказывают и пишут, есть просто неверие нашего сына в то, что в этой расистской стране ситуация в армии может чем-то отличаться от ситуации "на гражданке". Ведь все израильтяне проходят через "срочную" армейскую службу, а потом 2-6 и более месяцев в году проводят в ополчении; армия - часть израильской жизни и не может в чем-то иметь существенные отличия от других ее сторон. Два звонка на радио "РЭКА", которые прозвучали в эфире, как раз в то время, когда передачи слушал наш сын, несколько попавшихся ему на глаза публикаций в русских газетах, кошмарные рассказы молодых русскоязычных парней - всё это глубоко врезалось в память нашему сыну, больно поразило его воображение и вызвало в его душе настоящий шок. Он теперь патологически боится израильской армии, испытывая перед ней панический страх. И не может быть иначе - ведь он прекрасно понимает, что эта армия - армия тех, кто плевал в него, избивал и кричал "убирайся в свою Россию" Думаем, что достаточно ясно изложили, почему наш сын не может служить.
Впервые наш сын прибыл по повестке на призывной пункт в ноябре 1993 г. Всего он посетил призывной пункт 4 раза - это показывает, что он проявил себя законопослушным гражданином, ни разу не игнорируя вызова. Каждый раз он заявлял на призывном пункте, что испытывает страх перед армией, что внутренне не может согласиться служить, что - пусть его будут избивать, посадят в тюрьму, могут даже убить - всё равно он отказывается служить. Тем большей несуразицей является обвинение его в том, что он не явился один раз по какой-то мифической повестке. Мы, его родители, заявляем, что, кроме повесток, по которым он являлся на призывной пункт, больше никогда никаких повесток он не получал, и за получение их не расписывался.
После того, как он в последний раз (это было в мае 1994 года) заявил, что отказывается служить в армии, буквально через несколько дней его зверски избили, выбили ему два зуба. Мы считаем, что имеется прямая связь между его заявлением на призывном пункте о нежелании служить в армии - и этим избиением.
Отец Г. - Ю. - импульсивный человек. Я (отец Г.) неоднократно открыто высказывался на политические темы во время обеденных перерывов. Мы знаем, что в Израиле, как и в бывшем СССР, учреждена разветвлённая система стукачей, доносчиков. Вероятно, кто-то из этих информаторов пересказал местному представителю ШАБАКа (Израильского КГБ) на предприятии содержание высказываний отца Г. Мы считаем, что есть множество указаний на то, что наш сын арестован по политически мотивам. У нас есть большее желание покинуть эту ужасную страну, забрать отсюда нашего сына с тем, чтобы он мог нормально окончить школу, поступить в университет, не слышал оскорблений, не подвергался бы издевательствам и избиениям.
И последнее. Наше материальное положение ужасно. Оно настолько беспросветно, что отсутствие в семье нашего сына из-за службы в армии (ведь он все время работает) означает для нас полную катастрофу. Наша семья не исключение. Положение большинства "русских" семей в Израиле подобно нашему. Это частично понимают на призывном пункте, и поэтому не особенно жёстко действуют против молодых людей, отказывающихся служить. Поэтому мы подозреваем, что такая суровая мера, как арест, применена к нашему сыну в связи с политическими высказываниями его и его отца.
Арест нашего сына и стремление военных властей во что бы то ни стало заставить нашего сына служить в израильской армии нарушает одно из основных гражданских прав - право на переезд в другую страну. Помещение нашего сына в военную тюрьму до того, как он одел военную форму (он отказывается это сделать), до того, как он побывал в военной части и - несмотря на то, что он не принимал никакой военной присяги - уже само по себе вопиющее нарушение закона. Вне зависимости от того, заставят ли нашего сына в тюрьме одеть военную форму, его ни на минуту не должны были помещать в военную тюрьму, по нашим представлениям, его - не солдата, а гражданское лицо - имеет право судить только гражданский суд."
Это письмо иллюстрирует не только причины нежелания большинства "русских" еслужить в израильской армии, но и основные беззакония со стороны военной администрации по отношению к таким "отказникам". Бесспорно - армия из рекрутов (т.е. всеобщая воинская повинность) и демократия несовместимы. Но - даже если согласиться с утверждением, что это необходимость, вызванная внешнеполитической обстановкой (можно легко доказать, что это также ложь, но спор на эту тему выходит за рамки этой работы), если даже допустить, что традиция всеобщей воинской повинности иногда явление культурно-исторического характера (конечно, не в случае Израиля), всё равно совершенно ясно, что к вопросу службы в армии только что прибывших иммигрантов должен быть отдельный подход, в то время как никакого различия между израильтянами и иммигрантами на самом деле не делается. Более того, есть различие - но в обратную сторону. По разными данным за границей постоянно проживает от 1,5 до 3 млн. израильтян. Ни одного случая, когда призывной возраст одного из членов их семей или получение "открепления" от армии для тех, у кого возраст ополченцев послужил бы помехой для выезда из Израиля, не было в отношении коренных израильтян. Большой процент молодых людей - израильтян не служит в армии даже оставаясь в стране, никуда не выезжая. На фоне этих фактов стремление военной администрации забрать каждого "русского" молодого человека в армию выглядит очередным актом дискриминации, лицемерия, лжи и беззакония. Кроме того, совершенно ясно, что если всеобщая воинская повинность - насущная необходимость в условиях "арабского окружения", тогда точно такая же необходимость - обеспечить семьи, члены которые вынуждены идти в армию, жильём и гарантировать им хотя бы минимальный прожиточный минимум! Отрицание властями Израиля того, что вторая необходимость является условием для исполнения первой автоматически отрицает закон о всеобщей воинской повинности и делает нарушение прав человека в связи с этим законом ещё более тяжкими.
Подводя итоги, следует заметить, что израильская армия виновна в серьёзнейших нарушениях прав человека - не только по отношению к арабскому населению, но и по отношению к своим же собственным гражданам: как в нарушениях прав людей, находящихся вне её, так и военнослужащих. Нарушения прав военнослужащих начинаются с призыва на военную службу и не заканчиваются даже после того, как человек уже отслужил. Кроме того, Израиль - наверно, единственная страда в Мире, где даже женщины (девушки) принудительно забираются на армейскую службу...