немецкий публицист Колин Росс слугжил с осени 1917 года в военном отделении Министерства иностранных дел (Militerische Stelie des Auswertigen Amtes), в обязанности которого входило снабжение иностранной печати сведениями о ходе военных операций. В качестве служащего этого отделения он часто посещал все фронты и наблюдал за ходом военных операций из передовых линий. При занятии немцами Украины Колин Росс находился при передовых немецких отрядах, с которыми и вступил в Киев.
Печатаемый доклад был составлен по просьбе начальника операцигонного отделения Восточного фронта (Ober-Ost). После представления доклада Колин Росс имел беседу с генералом Гофманом, который на ряд указаний относительно необходимости упорядочения отношений с Украиной и ошибок, совершенных немецким военным командованием, ответил: «Ха! Вся Украина меня интересует только до ближайшего урогжая. А там пусть с ней будет все, что угодно».
Итак.
ДОКЛАД НАЧАЛЬНИКУ ОПЕРАЦИОННОГО ОТДЕЛЕНИЯ
ГЕРМАНСКОГО ВОСТОЧНОГО ФРОНТА О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ НА УКРАИНЕ В МАРТЕ 1918 ГОДА.
(Я приведу только выдержки - доклад большой)
Ко времени вступления немецких войск на Украину там царил полный хаос. При занятии Киева большевиками значительная часть украинских войск заявила о своем нейтралитете. И когда оставшиеся вергными правительству войска были разбиты, то Рада и министры бежагли в Житомир. Однако в Житомире отказались принять Раду и члегны ее разъехались в разные стороны. В отдельных местностях некотогрые украинские части еще держались, но они не поддерживали связей друг с другом, и можно сказать, что Рада к моменту подписания миргного договора фактически не имела ни власти, ни сторонников в стране.
Это согласуется с источниками Валейо. Но только на момент начала 1918 года!
Главный интерес крестьян сосредоточен на вопросе о наделении землей; они пойдут за Радой, если она не откажется от распределения помещичьей земли между крестьянами. Но если Рада что-либо изменит в 3-м и 4-м Универсале, в которых провозглашается безвозмездное отгчуждение земли в пользу крестьян, то крестьяне пойдут за большевикагми. И хотя большевики из-за своего террора во многих местах очень быстро лишились власти, все же их лозунг: «Бери, все твое» слишком заманчив, чтобы снова и снова не оказывать своего соблазнительного влияния на народные массы.
украинцы не являются сплоченной политической группой, но делятся на различные социалигстические течения. Рада, власть которой усиливается со времени прихода немцев с каждым днем, все же опирается теперь, как, по всей вегроятности, еще долго и в будущем, на немецкие штыки.
Евреи были всецело на стороне большевиков, и большинство рукогводителей большевиков — евреи.
Как ни велика политическая сумятица в стране, все же усталость от войны и революции и потребность в покое и порядке во всех слоях населения чрезвычайно велика. Можно сказать, что всякое правительстгво, которое будет в известной мере опираться на большинство народа и будет в состоянии обеспечить покой и порядок, сможет укрепиться.
Нынешнее правительство Рады развивает, опираясь на немецкие войска, чрезвычайную деятельность. Но при различии, а отчасти и негпримиримости социальных интересов, трудности, которые ему предстоит преодолеть, в высшей степени велики. Еще долгое время будет длиться ожесточеннейшая внутренняя борьба. И главная трудность заключается в том, что народ деморализован революцией и большевистской пропаггандой и в корне поколеблены понятия власти и дисциплины.
По моему личному впечатлегнию, создавшемуся во время моего передвижения с передовыми отрядагми в самых разных местах, незначительные воинские отряды при подгдержке бронированных поездов или же бронированных автомобилей, согпровождаемых грузовыми автомобилями с пулеметными командами,— могут пройти сотни километров в глубь страны и захватить самые важгные технические сооружения, узловые железнодорожные станции, а также продовольственные склады и удержать их до подхода подкреплегний. Лично у меня впечатление, что действительно организованные большевистские силы чрезвычайно невелики; так, например, их в Киегве было от 4 до (максимально) 8 тысяч человек, но при помощи тергрора они господствовали в городе в 600 000 жителей, среди которых было 30 000 офицеров
А это желательно прочесть отрицающим голодомор
Экономическое положение
Украина производит впечатление страны, не испытывающей ни в чем недостатка. Даже в явно плохо снабженных городах, даже в Киегве, переживающем такие трудности, можно увидеть в магазинах и госгтиницах всяческие жизненные продукты в неограниченном количестве. Единственный продукт питания, недостаток которого чувствуется в горогдах, это — хлеб, так как крестьяне не везут хлеба в город. Зато мясо можно найти повсюду в любом количестве.
По словам жителей, повсюду в деревнях есть большие запасы зергна, спрятанного и зарытого в землю. Трудно сказать, насколько это согобщение соответствует действительности, но, по моему впечатлению, это — так. При моем посещении многих деревень, я видел, что крегстьяне чрезвычайно хорошо живут, у них очень много мелкого скота, и они предлагают в большом количестве шпик, свое национальное кушагние. Вдоль железнодорожной линии, и прежде всего на узловых стангциях, я наталкивался на значительные продовольственные склады.
Но получение продовольственных продуктов, особенно запасов зергна, будет связано с большими трудностями. Крестьянин, располагающий значительными запасами зерна и деньгами, не хочет ничего продавать. Количество кредитных билетов, благодаря неограниченному их печатагнию, так велико, и их ценность так упала, что обладание ими не представляет никакого соблазна для крестьянина. Кроме того, он не знает, что и когда он сможет получить за свои продукты, и поэтому он предпочитает держать их спрятанными. К тому же играет еще больгшую роль антагонизм между городом и деревней. При ужасающем негдостатке подвижного состава крестьянин не может купить в городе ничего из того, в чем он нуждается. И даже при очень высокой цене на хлеб трудно будет склонить крестьянина продать жизненные припасы в значительном количестве. Но он охотно обменяет их на товары, в когторых он испытывает острую нужду. Это, в первую голову,— сельскогхозяйственные орудия, кожа, посуда, платье и сапоги.
Другим основанием для нежелания продавать хлеб является запрегщение продажи алкоголя и отмена правительственной винной монопоглии. Водка, как и вообще алкоголь, является на Украине в высшей степени ходким товаром, и в городах ее можно получить лишь за басгнословную цену. Вместе с тем все крестьяне приготовляют из зерна водку. А так как высшая цена на зерно не превышает 18 рублей за пуд, а из пуда зерна можно получить 3 бутылки водки ценностью в 90 рублей, то перегонка водки является новым основанием для крестьян не продавать зерна, как продукта питания.
Рада стоит на той точке зрения, что крестьяне противозаконно загхватили большие запасы продовольствия из государственных магазинов, служивших для снабжения фронта. Она хочет с помощью немецких войск оказать давление на крестьян и принудить их выдать запасы. Иногда при приближении немецких войск крестьяне выдавали комиссаграм Рады продовольствие, лошадей и т. п. Но такие приемы, в случае их длительного применения, конечно, вызовут сильную ненависть всего крестьянского населения к немецким войскам, и представляется значигтельно более целесообразным получить продовольственные припасы от крестьян добром.
Что касается дальнейшего снабжения страны и центральных дергжав, то все представители крупного землевладения указывают, что крегстьяне обрабатывают землю только для собственного потребления и что избыток для вывоза может быть получен только с помощью крупного землевладения. Часть имений были засеяны осенью и дали хорошие всходы. Но для дальнейшего ведения хозяйства нет необходимых средств, так как крестьяне захватили живой инвентарь и орудия. Крогме того, в имениях никто не хочет сеять, не зная, кто будет снимать урожай. Дальнейшим препятствием для ведения хозяйства в больших имениях является и высокая оплата труда.
Эта высокая оплата, а также и трудность, а иногда и невозможгность найти рабочие руки является главным препятствием для экономигческого развития Украины. Она обусловливается деморализацией народа и тем, что он отвык от всякой работы. Чрезвычайно важным препятстгвием для налаживания и в будущем хозяйственных отношений между Украиной и центральными державами является полное обесценивание денег. Финансовое положение Украины совершенно хаотично. В обрагщении находится громадное количество ничем не покрытых бумажных денег различных правительств. И финансовым фундаментом настоящего правительства, не располагающего никакими податями или другими догходами, является выпуск ничем не покрытых кредитных билетов.
Вследствие этого ценность рубля уменьшилась в 10 раз. Вздорожание прямо фантастическое. И вместе с тем каждый до простого чернорабогчего, бродяги или демобилизованного солдата располагает громадными денежными суммами, так как самый пустяковый физический труд, как, например, разгрузка железнодорожного вагона, оплачивается от 30 до 50 рублей в день.
Во время вступления немецких войск население оценивало марку в рубль; и купцы были в восторге, когда немцы принимали этот курс. Но затем военные власти установили курс в 1 марку 50 пфен. Обесгценивание марки этим, однако, не закончилось, и в марте Рада объягвила во всех газетах, что по соглашению с немецкими военными влагстями курс рубля установлен в 2 марки. Это известие распространилось невероятно скоро, так что даже крестьяне в деревнях принимали марку только за 50 коп. Появилась даже тенденция оценивать ее лишь в 48 коп.
Это быстрое обесценение марки имело прямо чудовищные последстгвия. Всякий русский солдат и всякий чернорабочий располагает более значительными средствами, чем немецкий офицер. А немецкий солдат не имеет никакой возможности приобрести себе в деревне столь желангную прибавку к своему часто скромному пайку. При значительном обиглии жизненных припасов такое положение вызывает естественное озглобление офицеров и солдат и может легко привести к незаконным регквизициям и т. п. Кроме того, немецкий офицер по отношению к русгскому, а также по отношению к тем слоям населения, среди которых он вращается, находится в странном положении, так как он никак не может жить с ними на равной ноге, не располагая очень большими средствами.
Ввиду того, что поднять теперь курс марки кажется нецелесообразгным и во всяком случае чрезвычайно трудным и это может вызвать большое озлобление, то единственный способ оздоровить эти ****ливые отношения заключается в полном прекращении притока немецких денег на Украину и оплаты армии по более высокой ставке в рублях. Эти расходы, как и вообще все расходы, связанные с дальнейшими военныгми операциями, должна нести Украина.
Политика, печать, пропаганда
В настоящее время каждый немецкий офицер и солдат на Украине играет роль видного политического деятеля. Их слова принимаются за официальные заявления Германской империи и народа. Но при этом они совершенно не получают определенных директив. Можно сказать, что каждый штаб и каждый офицер делает и вынужден делать полигтику на свой манер. Куда бы. ни пришел немецкий отряд, хотя бы взвод пехоты или бронированный автомобиль, сейчас же командующий офицер вступает в переговоры с местной Радой и вынужден решить целый ряд вопросов высшей политики. Вслед за ним приходит старший офицер, который часто придерживается других взглядов, и такие перегмены происходят по нескольку раз, пока дело не дойдет до штаба.
Далее кажется необходимым немедленно начать решительную борьгбу с чрезвычайно искусной пропагандой Антанты, которая уже ведется и теперь. Так, в начале марта было распространено сообщение, что анггличане прорвали Дарданеллы и высадили войска в Одессе; это сообгщение было отпечатано в газетах, и ему все поверили.
Заключение
В заключение я хотел бы сказать следующее: Рада держится тольгко благодаря немецкой оккупации. Но ее власть усиливается с каждым днем. И можно предполагать, что параллельно с усилением власти Рагды ее отношение к немцам будет становиться все враждебнее.
Выводы делайте сами. Но очевидно, что при победе Рады мы бы жили сейчас совсем другой жизнью.