Анализ произведений писателей «натуральной школы» позволил создать типологию образов «маленького человека».
Первый из них относится к такому типу «маленьких людей», которых можно назвать «заложником» социальной системы: Мичулин из «Запутанного дела» М.Е. Салтыкова, герой повести Д.В. Григоровича «Капельмейстер Сусликов». «Страшная действительность» отнимает у персонажей «естественные права», превращает их в «забитых» людей. Лишенные всяких амбиций, они вызывают к себе неподдельное сочувствие авторов.
Тип «маленького человека», противоположный «заложнику», составляют герои повестей И.И. Панаева. Писатель сосредоточил свое внимание на негативных характеристиках чиновников: непомерные амбиции, стремление «ухватить» чин, «добыть копейку». Погоня за чинами, богатством, удовольствиями заставляет персонажей идти на «сделку» с совестью: Теребеньев («Дочь чиновного человека»), Гребешков («Тля», Владимир («Прекрасный человек»), Разнатовский («Онагр», «Актеон»). Сюда с известной долей условности можно отнести и героя повести Е.П. Гребенки. Сеня совершенно не страдает, а напротив, всем доволен. Он стремится пустить «пыль в глаза», вызвать уважение к собственной, якобы «значительной» персоне. Герой развращен, испорчен средой и пошл. В повестях М.М. Достоевского также встречается тип «пошлого героя». К нему относятся Денежкин и Пуговкин из повести «Два старичка», Цыпкин из рассказа «Воробей». Однако решение автором произведений образа «маленького человека» несколько иное. М.М. Достоевский стремится психологически объяснить недостойное поведение своих героев. Он показывает духовную причину страданий «маленьких людей», которые трясутся за поддержание собственного достоинства. Такой образ «маленького человека» также будет развит в творчестве Ф.М. Достоевского и отчасти Я.П. Буткова.
Третий тип «воскресшего» «маленького человека» представлен в повести С.П. Победоносцева «Милочка». Писатель показывает, как преуспевающий, равнодушный и холодный чиновник неожиданно меняется, благодаря страданиям «искупает» пошлость и никчемность своей жизни. Николай Иванович становится «живым» человеком только тогда, когда начинает совершать поступки, не укладывающиеся в привычную чиновничью логику.
Другой тип «маленького человека» - «лишнего человека» можно найти в повести А.Д. Галахова «Превращение» (чрезвычайная рефлексия героя позволяет отнести его и к категории «лишних людей»). Венельский -«маленький» по своему социальному статусу. Бедность и «труд по привычке» будто бы и смиряют его с действительностью, которая отнимает у него «естественное право» на богатство, славу, счастье, однако, это смирение оказывается внешним, продиктованным лишь амбициями, его неудовлетворенностью жизнью.
Тип «счастливого» «маленького человека» - герой повести «Господин Светелкин» в творчестве М.М. Достоевского. Петр Васильевич Светелкин своим терпением, трудолюбием и неподдельной кротостью «зарабатывает» себе счастливую жизнь сам. Он уважает себя и способен на высокие чувства.
Анализ повестей Я.П. Буткова открывает творческие связи его произведений с повестями A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского (это в первую очередь проявляется в наличии общего для всех писателей мотива тщетности накопления «сокровищ земных»), а также приводит к выделению типологии «маленького человека» в повестях Якова Петровича.
В светлые тона окрашен первый тип «маленького человека». К нему относятся мелкие чиновники, которые довольны своим положением и даже в трудных ситуациях не ропщут на судьбу, довольствуясь малым, во всем находя положительные моменты

Иван Анисимович («Ленточка»), Шляпкин (Партикулярная пара»).
К особому типу «маленького человека» принадлежит герой «со слабым сердцем». Это человек «смятый средой», мягкий, со слабым характером. Ему «не повезло» в жизни, к тому же он не имеет достаточно сил противостоять «судьбе»: Авдей Аполлонович («Сто рублей»), Евтей Евсеевич («Первое число»).
Можно выделить в повестях Буткова и так называемого «падшего героя». К этому типу относятся герои, пребывающие на самом «дне общества». Падшие физически, они пали и духовно. Однажды преступив, «маленькие люди», однако, считают себя невиновными: Герасим Фомич («Горюн»), Переулков («Новый год. Вчерашняя история»), Самсон Самсоныч («Битка»).
К типу «обманчивого героя» принадлежат такие «маленькие люди», которые поначалу кажутся робкими и «забитыми». На самом деле они только и ждут удобного случая, чтобы занять «хорошее» место, стать «порядочными» и даже «почтенными» людьми: Чубукевич («Порядочный человек»), Пачкунов («Почтенный человек»), Лубковский («Хорошее место»), Наревский («Кредиторы, любовь и заглавия»), Ракитин («Странная история»).
Пятый тип представляет собой «маленького»—«великого» человека. Самолюбивый чиновник чувствует себя обиженным, обделенным обществом и мечтает об отмщении. Это герой, который осознанно или неосознанно бунтует против исключения его из системы, где правят «сильные мира сего»: Залетаев («Невский проспект, или приключения Нестора Залетаева»), Михей («Сто рублей»), Евсей Евтеевич («Первое число»).
Герои шестого типа «маленького человека» - «собиратели "сокровищ земных"»: Ананий Демьянович («Темный человек»), Крушицкий («Странная история»), Степан Степанович («Скупой»). От простого и, кажется, вполне естественного желания «маленького человека» жить лучше, быть застрахованным от голода и нищеты путем откладывания денег на «черный день» (Чубукевич, Ананий Демьянович) лежит короткий путь к жажде накопительства ради самого накопительства (Крушицкий, Степан Степанович). И в этом случае можно говорить уже об эволюции образа «бедного» «маленького»-«великого» человека в творчестве Я.П. Буткова.