Матрица крайне вторичный фильм. Футурологический конгресс Станислава Лема много глубже.
Причем основная идея Матрицы вообще сомнительного положительного свойства. Почему надо считать чем-то хорошим, когда тебя вырвали из плена иллюзий, природу которых ты не осознавал и скинули в мокрые подвалы с радиоактивными ****ами и роботами? Одну, в принципе не самую плохую реальность сменили на какую-то унылую дистопию. С точки зрения неодупленного настоящим положениям дел обывателя из Матрицы именно всё так и выглядит. Поэтому главный антогонист здесь Морфей, а не Архитектор.
У Лема же моралью ложкой об стол не стучали, всё в «конгрессе» преподносится как есть, а оценку уже сами давайте, уважаемые радиослухачи. Основным мотивом докапывания до сути вещей у лирического героя там же было любопытство, а не какое-то мессианство как в матрыце.
А по теме темы, я действительно считаю Пелевина популяризатором как и написал в том посте. На пальцах объясняет разные философские темы, в том числе из дзенбуддизма. Имеется в виду конечно популяризация не самих учений, а философских идей из них. У него хорошо выходит сочинять афористичные пассажи, отличные аналогии всякого.
А на вопрос что повлияло ответить сложно. Конечно, по большей части литература. С детства внедрял в себя в основном НФ, дикими объемами. В 10м классе осилил Карлитоса. Долго ходил под впечатлением. Ну ещё бы — светящиеся яйца, Путь Воина, Орёл, вот это всё.
Затем познакомился с разными интересными людьми, от них узнал что ещё интересного насочиняли. Переварил массу всего, выделю Роберта Антона Уилсона и Тимоти Лири. На данный момент эти двое многомудрых старцев в наибольшей степени повлияли на моё мировоззрение. А так отовсюду по чут-чуть. И Борхес, и Гессе, и Берроуз (после которого ты уже никогда не станешь таким как прежде ))) и Пелевин тоже, до него массовый телезритель не пользовался обычно терминами «дискурс» или «вау-фактор», например. В общем, всех не перечесть.