Змінюй хід війни! Допомагай ЗСУ!

Харьковский танк "Рикардо"

  • Автор теми Автор теми vombat63
  • Дата створення Дата створення

Нравится ли вам эта тема?


  • Кількість людей, що взяли участь в опитувані
    11
  • Опитування закрито .
Библиотека ХИОДАТ
Статья была опубликована в журнале «Прапор», 1958 г. № 8, с. 126.
Перевел статью с украинского языка и подготовил к размещению в Интернете vombat 2014 г.
РЕЛИКВИЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ

Возле Харьковского государственного исторического музея стоит на пьедестале огромный неуклюжий танк.
Это английская машина времен первой мировой войны, один из тех танков, которые прислали белогвардейцам британские империалисты во главе с Уинстоном Черчиллем. Танк был захвачен частями Красной Армии в 1920 году во время боев на юге Украины.
...В ожесточенных боях на знаменитом Каховском плацдарме врангелевцы, вооруженные до зубов Антантой, пытались сбросить в Днепр части Красной Армии. Но натиск врагов разбился о железную стойкость советских бойцов. Во время боев на Каховском плацдарме и на других участках фронта и было захвачено несколько вражеских танков. После окончания гражданской войны две машины были привезены в Харьков, тогдашнюю столицу Украины. Один танк установили на центральной площади города — Пролетарской, второй попал в музей. Он и сохранился до наших дней.
Тяжело было узнать тип и марку танка. Дело в том, что описанные в литературе английские танки времен первой мировой войны были вооружены только пулеметами или пулеметами и двумя пушками, а этот имел одну пушку и пять пулеметов. Помог один из справочников. Обмеры танка, его фото полностью совпали с приведенными тут данными. Выяснилось, что это английский танк марки «М-V» (выпуск 1918 года).
Вот уже около сорока лет стоит в Харьковском музее эта реликвия нашей боевой славы.
На фотографии: трофейный английский танк времен гражданской войны.

Мои комментарии:
Автор статьи неизвестен.
1) Автор пишет: «…стоит на пьедестале огромный неуклюжий танк». А на фото хорошо видно, что танк стоит просто на земле. О каком пьедестале идет речь? Непонятно.
2) Автор пишет: «Один танк установили на центральной площади города — Пролетарской». Пролетарская площадь, на сколько я знаю, не была центральной никогда. По крайней мере, в то время когда на ней ставили танк, она точно не была центральной.
3) Автор пишет: «Выяснилось, что это английский танк марки «М-V». Вообще-то марка «Mk V». И сейчас не понятно, почему тогда были такие трудности и опознанием танка?
4) Но больше всего автор ошарашил последним предложением: «Вот уже около сорока лет стоит в Харьковском музее эта реликвия нашей боевой славы». Танк установили приблизительно в 1939 году. Статья написана в 1958-м. Получаем 19 лет а не 40.
5) В правом верхнем углу фотографии прямоугольная табличка с надписью: «Танк английских интервентов, захваченный частями Красной Армии на Украине в годы гражданской войны». Совершенно не понятно где находилась эта табличка? Она крепилась к танку? Или размещалась где-то рядом с ним?
Надеюсь, в следующий раз еще что-нибудь расскажу.
С уважением.
 

Вкладення

  • _1958.webp
    _1958.webp
    85 КБ · Перегляди: 366
Библиотека ХИОДАТ
Статья была напечатана в газете «Урядовый курьер», 2 октября 2009 года.
Перевел статью с украинского языка и подготовил к размещению в Интернете vombat 2014 г.

ТАНКИ «МАРК – V» ВЕРНУЛИСЬ В ЛУГАНСК
Два английских танка времен первой мировой «Марк-V», после реставрации специалистами ПАО ХК «Лугансктепловоз», снова установлены на всеобщее обозрение в сквере возле монумента «Борцам революции» Луганска. Реконструкционные работы проведены в соответствии с рекомендациями Английского музея бронетехники», - рассказал начальник конструкторского отдела предприятия «Лугансктепловоз» Виктор Герасимов.
Реставрация не только пошла на пользу внешнему виду машин, изготовленных в 1918 году, но и открыла много тайн уникальных английских танков. Например, выяснилось, что в танке № 9186 остались неповрежденными коробка передач, механизмы поворота, нет только двигателя и вооружения. Поэтому для него изготовили муляжи пулеметов и пушек. Во втором танке № 9344 нашли пуговицу с эмблемой Английских Танковых войск, разрывную пулю, гильзу с пистоном и порохом, а также стальной футляр для очков. Все эти вещи переданы в Луганский областной краеведческий музей и будут тщательно изучены специалистами. Правда, луганские историки уже выполнили значительную работу по изучению биографии «Марков».
«Танки Марк-V» начали изготавливать в декабре 1917 года и закончили в 1918 - м. Всего за этот период их было изготовлено 400. В российскую армию они стали поступать в 1918 году. По некоторым данным, в Россию попала всего сотня машин. Вооружалась ими, в основном, Добровольческая армия Деникина. В боях точно участвовали 60 танков. Мы нашли сведения, что половина из них со временем были захвачены красноармейцами. И вместе с французскими танками они составили в Рабоче - крестьянской армии специальный авто-танковый отряд, - рассказывает заведующая отделом охраны памятников Луганского областного краеведческого музея Ольга Башкирцева. — Когда происходило перевооружение Красной Армии, решили все английские танки передать городам и установить как памятники периода Гражданской войны и военной интервенции. В 1937 году был издан указ Климента Ворошилова о передаче этих танков в семь городов: Смоленск, Ростов-на-Дону, Киев, Харьков, Ленинград, Архангельск и Ворошиловград. Из всех этих танков до нашего времени сохранились только пять. Два в нашем городе, один в Кубинке Московской области, один в Архангельске, и еще один в Харькове».
(продолжение следует)
 
ТАНКИ «МАРК – V» ВЕРНУЛИСЬ В ЛУГАНСК
Луганские историки собрали сведения об экипажах танков – нашли их в Таганрогской и Катеринославской школах, где английские специалисты учили русских офицеров навыкам боя. Выяснили, что уже в Красной Армии одному из «Марков», под номером 9186, присвоили название «Дерзкий». Два года тому назад луганские трофейные танки «Марк- V» оказались в центре внимания английского общества «Друзей Линкольн - танка». Со временем в Луганск прибыл, глава этого общества, историк Роберт Томас Скотт. Выяснилось, что украинский город оказался более богатым, чем Великобритания: там не сохранилось ни одной модели танка «Марк-V». А тем временем именно он входит в десятку наилучших танков столетия.
Искреннее увлечение британцев уникальными боевыми машинами вдохновило энтузиастов в самом восточном областном центре Украины посмотреть на памятники истории по - новому и заняться их реставрацией. В ноябре 2007 года приступила к работе группа, которая поставила себе цель - восстановить британские танки. Ее возглавил инженер, заместитель председателя Луганского городского общества охраны памятников Петр Шевченко.
«Укрепительный ремонт сделан отлично. Впервые на Украине в такие непростые для экономики времена выполнен уникальный эксперимент по реставрации боевой техники. Мы искренне радуемся завершению работ. У нас большие планы, связанные с танками, - хотели бы продолжить реконструкцию внутри и создать специальный экскурсионный объект, который привлечет внимание посетителей во время Евро-2012», - подчеркивает Петр Шевченко.
Елена ОСОБОВА, «Урядовый курьер»


Мои комментарии:
1) Елена пишет, что в танке нашли «стальной футляр для очков». Я об этом не знал.
2) Елена пишет: «В 1937 году был издан указ Климента Ворошилова». Разумеется, это неправильно. Ворошилов не имел права издавать УКАЗЫ. Указы издавал только Президиум Верховного Совета СССР или союзной республики. Ворошилов мог издать приказ по военному ведомству, но не более того.
3) В первый раз слышу о «Катеринославской» школе белых танкистов. Может имеется ввиду школа в Екатеринодаре?
4) В статье утверждается, что в Россию привезли 100 танков, «В боях точно участвовали 60 танков», «Мы нашли сведения, что половина из них (т.е. 30 штук) со временем были захвачены красноармейцами». Понятно, что все три цифры 100, 60 и 30 взяты как говорят «с потолка».
5) Елена пишет, что в Великобритании не сохранилось ни одной модели танка «Марк-V». Это тоже расхожий миф. Но об этом я уже писал.
6) Петр Шевченко говорит: «хотели бы продолжить реконструкцию внутри и создать специальный экскурсионный объект, который привлечет внимание посетителей во время Евро-2012». Жаль, что этому плану не суждено было осуществиться.
Надеюсь, что в следующий раз еще что-нибудь расскажу.
С уважением.
 

Вкладення

  • _9685 .webp
    _9685 .webp
    79.4 КБ · Перегляди: 338
Библиотека ХИОДАТ
Статья была напечатана в газете «Голос Украины», 13 декабря 2007 года, с. 20 и 21. Перевел статью с украинского языка и подготовил к размещению в Интернете vombat 2014 г.

ДРУЗЬЯ ТАНКА «ЛИНКОЛЬН»
ИНТЕРЕСНЫЕ ПОДРОБНОСТИ
Два английских танка времен первой мировой войны прошлого столетия, которые стоят возле Луганского областного краеведческого музея, стали для луганчан такими привычными, что они их уже и не замечают. Разве что гости областного центра остановят свой взгляд на удивительных машинах, поинтересовавшись, откуда взялись эти махины, и кто их тут поставил? Однако с некоторого времени этим танкам уделяется пристальное внимание со стороны международных организаций, среди которых наибольший интерес к ним проявляет британское историческое общество «Друзья танка Линкольн». Можно сказать, что благодаря руководителю этого общества британцу Роберту Скотту сегодня вокруг английских танков начался настоящий ажиотаж. Оказывается, они действительно уникальные. А история их такая.
В октябре 1914 года секретарь Комитета имперской обороны Великобритании полковник Е. Суинтон, капитан Туллок и банкир Стерн поставили вопрос о строительстве самоходных «блиндированных фортов». Имелись ввиду боевые гусеничные машины, способные передвигаться по пересеченной местности, через окопы, рвы и проволочные заграждения. Военный министр пропозиции Суинтона оставил без внимания, тогда как морской министр У. Черчилль ими заинтересовался. И не откладывая, перешел к делу.
(продолжение следует)
 
ДРУЗЬЯ ТАНКА «ЛИНКОЛЬН»
ЧАСТЬ 2. В феврале 1915 года под эгидой Адмиралтейства (а Черчилль был его первым лордом) образовался «Комитет сухопутных кораблей», который и занялся созданием боевой гусеничной машины. Кстати, существовал еще один проект такого «блиндированного форта», который представлял собой огромную машину на трех колесах, каждое из которых имело размер 12 метров(!). Командующий войсками Великобритании во Франции генерал Дж. Френч, который находился под впечатлением от огромных потерь англичан, незамедлительно отозвался на пропозицию Суинтона, а офицеры его штаба сформулировали основные требования к «сухопутному крейсеру». Это должна быть сравнительно небольшая сухопутная машина с противопулевой броней, способная преодолевать воронки диаметром до 4 метров и проволочные заграждения, развивать скорость не менее 4 км/час, иметь экипаж до 6 человек, пушку и два пулемета.
Такая машину и была создана. К тому же в строгой тайне. Англичане понимали, что успех гарантирует только внезапное появление новой техники на поле боя, поэтому во время транспортировки по железной дороге машины прикрыли брезентом и пустили слух, что это большие цистерны для топлива. Для пущей убедительности на них написали на русском языке: «Осторожно, Петроград». Танк в переводе с английского означает «цистерна, бак, резервуар». Этот термин и прижился в русском и английском языках.
(продолжение следует)
 
ДРУЗЬЯ ТАНКА «ЛИНКОЛЬН»
ЧАСТЬ 3. Всего танков марки MkV в Россию попало сто единиц, которые в основном были на вооружении белогвардейской армии Деникина. 30 из них потом в бою захватили красноармейцы. Причем, как рассказывают луганские историки, иногда это происходило при помощи конной кавалерии. Климент Ворошилов и стал инициатором того, чтобы пленные машины, которые остались «в живых», были переданы в города и установлены как памятники боевого оснащения войск Красной Армии. В 1938 году по приказу командарма, семь городов, среди которых, конечно, был и Луганск, получили по два английских танка MkV. На родине Ворошилова они стали частью комплекса Борцам революции и простояли там много лет.
В то время, когда развенчали культ Сталина, а Ворошилов, мягко говоря, оказался не в почете, в Луганске приняли решение уничтожить это ****** смерти. Но выполнить намеченное оказалось делом не простым. На защиту танков стали старые большевики. Под покровом ночи они зарыли машины в землю на территории завода и таким способом помешали их уничтожению. Музейные работники говорят, что даже сегодня в танках они находят остатки земли, которая осталась после захоронения в те далекие годы.
До наших дней дожили только пять экземпляров. Два из них находятся в разных местах России, один в Харькове и два — в Луганске. По признанию музейных работников, интенсивная работа по изучению истории английских «сухопутных кораблей» началась только три года назад. Собственно, после того, как ими серьезно заинтересовались англичане. К сожалению, в областном архиве никаких материалов на эту тему не сохранилось, не сохранились и газеты 1936 — 1938 годов. Историю английских танков луганской прописки собирали по крупицам. Более полную информацию, документы привез в Луганск руководитель британского исторического общества «Друзья танка Линкольн» Роберт Скотт. Он изучил один из танков и пришел к выводу, что его внутреннее состояние очень хорошее. Вторая машина ожидает обследования, ее пока еще не открывали, и есть надежда, что она тоже неплохо сохранилась. Правда, по броне уже пошли трещины. Кстати, Роберт Скотт привез один уникальный документ — инструкцию по вождению танка MkV, датированную тем временем, когда машина была выпущена. Так что не исключено, что после реставрации танк может ожить.
(продолжение следует)
 
ДРУЗЬЯ ТАНКА «ЛИНКОЛЬН»
ЧАСТЬ 4. Сегодня в Луганске создан проект реконструкции и реставрации уникальных английских боевых машин. Один из членов рабочей группы Петр Шевченко подчеркивает, что речь идет не просто о ремонте, а именно о восстановлении танков. Это первый такой опыт на Украине. Необходимо изучить, выучить, а потом — сохранить структуру металла, брони, восстановить все рабочие узлы. К работе будут привлечены специалисты института им. Патона, луганские ученые, инженеры. Для такой работы, конечно, нужны большие деньги. К слову, в Великобритании не сохранилось ни одной такой машины, поэтому каждый ее экземпляр взят на строгий учет, а владельцам уникальных исторических машин со стороны общества «Друзья танка Линкольн» оказывается всяческое содействие. Однако профинансировать восстановительные работы при всей своей заинтересованности англичане не могут. Городские власти Луганска выделили часть денег на первый этап проекта, однако их явно недостаточно. Речь идет как минимум о миллионе долларов. Луганчане приняли решение обратиться за помощью в ЮНЕСКО. Это решение поддерживает и Роберт Скотт. Сегодня он полетел в Африку. Оттуда пришло сообщение, что английский танк прошедшей эпохи, изготовленный в английском городе Линкольне, найден в тамошней пустыне.
Алла АНТИПОВА
Луганск. Фото автора.
 

Вкладення

  • _фот2о.webp
    _фот2о.webp
    116.8 КБ · Перегляди: 340
Мои комментарии к статье «ДРУЗЬЯ ТАНКА ЛИНКОЛЬН»:
1) Антипова пишет: «…на трех колесах, каждое из которых имело размер 12 метров(!)». Я так понимаю, что у колеса несколько размеров: диаметр, радиус, ширина и т.п. В данном случае, вероятно, подразумевался диаметр.
2) Снова повторяются «отфонарные» цифры количества привезенных в Россию танков – 100 и количества захваченных красными танков – 30.
3) Удивило меня выражение «при помощи конной кавалерии». Дело в том, что кавалерия это род войск, в котором для ведения боевых действий используются лошади. Само слово кавалерия подразумевает лошадей. И выражение «конная кавалерия» весьма сомнительно.
4) Далее Антипова пишет: «В 1938 году по приказу командарма». Это она Ворошилова называет командармом что ли? Напомню, что начиная с гражданской войны, в Красной Армии была должность командующий армией или сокращенно командарм. Постановлением ЦИК и СНК СССР 22 сентября 1935 года были введены персональные воинские звания. В том числе такие как: командарм 2 ранга и командарм 1 ранга. Что касается Ворошилова, то уже 20 ноября 1935 года ему было присвоено звание Маршала Советского Союза.
5) Антипова пишет: «На защиту танков стали старые большевики. Под покровом ночи они зарыли машины в землю».
Я уже пытался разобраться с закапыванием луганских танков Рикардо, но так и не смог. Извечные три вопроса: Кто? Где? Когда? - остаются без ответов.
Сначала о термине «старые большевики». Старыми большевиками называли коммунистов с дореволюционным стажем. То есть тех, кто вступил в партию до 1917 года. Как считают историки, закапывание танков состоялось не ранее 1958 года. Таким образом, самому молодому из «старых» большевиков в то время было около 60 лет. То есть группа пенсионеров за ночь, втайне от руководства закопала в землю два танка.
Причем если сведения о закапывании танков, весьма туманные и противоречивые, то об их выкапывании сведений вообще нет. Давайте подойдем к этому вопросу с чисто технической точки зрения. Габариты британского танка 8 на 3,7 на 2,6 метров. Но нельзя же копать яму точно по размеру танка. Яма должна быть хоть на полметра больше по всем трем направлениям. Поэтому примем минимальные размеры ямы: 8,5 на 4,2 на 3,1 метра. Перемножим эти цифры. Получается, чтобы закопать один танк, нужно было вырыть 110 кубов земли! Соответственно чтобы закопать два танка - 220 кубов! А теперь представьте, как группа пенсионеров вырывает за ночь лопатами 220 кубов земли. Представили? А я вот не могу.
Конечно сторонники «захоронения» танков скажут: «Значит, копали экскаватором». Ну, допустим экскаватором выкопали яму. Как потом опустили туда танки по 29 тонн каждый? Руками? Нет. Столкнули трактором в яму? Вряд ли. При таком способе стенки ямы наверняка обрушатся. Единственный способ – опустить танки в яму автокраном. Но автокран такой грузоподъемности и сейчас не просто найти. А в 1957 году тем более.
Ну ладно, нашли среди ночи и экскаватор и кран, опустили танки в яму и засыпали. При этом возле ямы должно было остаться около 200 кубов земли. Если соблюдать тайну, то эту землю надо было куда-то вывезти.
Одним словом версия закапывания танков не выдерживает никакой критики. Я считаю, что закапывание – это красивый миф. Никто танки не закапывал. Их просто спрятали под замком, на складе или в заброшенном цеху на каком-то заводе до лучших времен и все.
6) Антипова пишет: «после реставрации танк может ожить». «Ожить» это как я понимаю, танк заведут, и он поедет своим ходом? Но мы уже знаем, что этого не произошло. Да и вряд ли это возможно в принципе. Ведь танкам почти 100 лет. Они в полностью «убитом» состоянии и буквально разваливаются.
7) В статье повторяется миф о том, что в «Великобритании не сохранилось ни одной такой машины».
8) Антипова пишет: «Речь идет как минимум о миллионе долларов». Эх! Люблю я эти круглые суммы. Я уверен, что смету на миллион никто не составлял. Взята с потолка круглая сумма, которая будоражит воображение читателей и все.
Надеюсь, в следующий раз еще что-нибудь расскажу.
С уважением.
 

Вкладення

  • .webp
    .webp
    73.3 КБ · Перегляди: 336
Библиотека ХИОДАТ
Статья была напечатана в газете «Красное Знамя», 11 мая, 1967 года, с. 4.
Николай Илларионович Селявкин – старший брат Алексея Селявкина. Во время гражданской войны Николай Илларионович был командиром 4-го и 10-го танковых отрядов. Его именем названа улица в Харькове.
На первом фото Н. Селявкину 25 лет, на втором 69 лет.
Подготовил статью к размещению на форуме vombat 2014 г.

H. И. СEЛЯВКИH
После тяжелой и продолжительной болезни на 72-м году жизни скончался **** КПСС с 1917 года, бывший директор Лесопильного завода Николай Илларионович Селявкин.
Н. И. Селявкин родился в 1895 году в городе Харькове в семье рабочего. Подростком начал трудовую деятельность учеником слесаря.
В период гражданской войны Н. И. Селявкин прошел славный боевой путь от солдата до командира и военкома отдельных бронетанковых частей.
За активное участие в борьбе с врагами народа и становление Советской власти Н. И. Селявкин был награжден орденом Красного Знамени.
В течение многих лет тов. Селявкин работал на руководящей хозяйственной в партийной работе.
В годы Великой Отечественной войны Н. И. Селявкин командовал военными транспортными подразделениями, был награжден орденами и медалями. После демобилизации из армии Н. И. Селявкин возвратился на хозяйственную работу. До 1958 года он был директором Лесопильного завода.
Н. И. Селявкин, будучи пенсионером, не порывал связи с коллективом завода, всегда принимал активное участие в общественной жизни района и города.
Навсегда сохранится в наших сердцах светлая память о нашем друге и товарище Николае Илларионовиче Селявкине, верном сыне Коммунистической партии и советского народа.
Группа товарищей.
 

Вкладення

  • _Н_1920.webp
    _Н_1920.webp
    75.3 КБ · Перегляди: 287
  • _Н_1964.webp
    _Н_1964.webp
    3.8 КБ · Перегляди: 139
Библиотека ХИОДАТ
Статья была напечатана в газете «Вечерний Харьков» 12 марта 1971 года.
Перевел с украинского языка и подготовил к размещению на форуме vombat 2014 г.
КРАСНЫЙ КОМАНДИР
А.И. Селявкину— 75 лет
Он живет в Москве. Но тесно связан с Харьковом. Тут, в дореволюционном Харькове, на паровозостроительном заводе Алексей Селявкин получил рабочую закалку. В бурном 1917 году навсегда соединил свою судьбу с большевиками: вступил в ряды ленинской Коммунистической партии.
С Харьковом связана боевая молодость Алексея Илларионовича. Вместе с паровозостроителями – добровольцами он стал одним из первых красногвардейцев. Позднее, в феврале 1919 года, был командиром и комиссаром автоброневого дивизиона особого назначения при Совнаркоме Украины — первого бронетанкового подразделения Красной Армии. Далеко за границы Харькова дошла слава этого дивизиона, который беспощадно громил врагов молодой Советской Республики везде, куда его посылала партия.
Про героические подвиги бойцов нам и сегодня напоминают золотые буквы, вырезанные на мемориальной доске на доме Харьковского горсовета.
Мужественно, храбро бился и их командир и комиссар, сейчас полковник в отставке Алексей Илларионович Селявкин, и в гражданскую, и в годы Великой Отечественной войны. Его ратные и трудовые подвиги высоко оценены народом. ***** Алексея Илларионовича Селявкина украшают два ордена Ленина, четыре ордена Боевого Красного Знамени, орден Трудового Красного Знамени, ордена Отечественной войны, Красной Звезды и много медалей. Он награжден также именными золотыми часами, именным оружием.
Алексею Илларионовичу Селявкину — 75 лет. Но он не прекращает общественной деятельности. Его яркие рассказы любят слушать москвичи. Его хорошо знает и харьковская молодежь: он часто бывает в нашем городе.
Сегодня, в день 75-летия старого большевика, Алексея Илларионовича Селявкина тепло поздравляют его друзья и товарищи. Присоединяясь к этим поздравлениям, редакция «Вечернего Харькова» тоже искренне желает юбиляру хорошего здоровья и новых успехов в благородном деле коммунистического воспитания советских людей.
НА СНИМКЕ: А.И. Селявкин
(фото времен гражданской войны).
 

Вкладення

  • _IMG_5044.webp
    _IMG_5044.webp
    111.4 КБ · Перегляди: 165
ЗАГАДКА ЛУГАНСКОЙ ПУГОВИЦЫ
Как было написано в статье «ТАНКИ «МАРК – V» ВЕРНУЛИСЬ В ЛУГАНСК» во время ремонта танка «Рикардо» № 9344 «нашли пуговицу с эмблемой Английских Танковых войск, разрывную пулю, гильзу с пистоном и порохом, а также стальной футляр для очков. Все эти вещи переданы в Луганский областной краеведческий музей и будут тщательно изучены специалистами».
Когда я был в Луганске, работница местного областного краеведческого музея подарила мне эту брошюру (фото № 1).
В ней написано: «Во время реставрационных работ были сделаны сенсационные находки. В процессе очистки машины от краски рабочие обнаружили пуговицу, гильзы и пули скорее всего от патрона к пулемету «Виккерс» калибра 7,71 мм». В этой же брошюре дается фото находок (фото № 2).
Меня конечно больше всего заинтересовала пуговица, но на таком маленьком фото рассмотреть ее чрезвычайно трудно. И вот блуждая в запутанных коридорах Интернета, я почти случайно свернул сюда
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.

и наконец, нашел приличное фото легендарной пуговицы (фото 3).
Потом я несколько дней изучал британские военные пуговицы. Просмотрел около 150 пуговиц, но ничего похожего не нашел. Кстати вот пуговица Королевского танкового корпуса (фото 4). Как видите похоже как гусь на корову.
А теперь у меня вопрос к читателям этой темы. Может кто-то из вас опознал эту пуговицу? Хотелось все-таки разгадать эту загадку.
Надеюсь, в следующий раз еще что-нибудь расскажу.
 

Вкладення

  • 1_Брошюра_Луганск.webp
    1_Брошюра_Луганск.webp
    41.4 КБ · Перегляди: 178
  • 2_Находки_Луганск.webp
    2_Находки_Луганск.webp
    37.9 КБ · Перегляди: 169
  • 3_Пуговица_Луганск2.webp
    3_Пуговица_Луганск2.webp
    44.7 КБ · Перегляди: 168
  • 4_R_Tank_Corps.webp
    4_R_Tank_Corps.webp
    17.8 КБ · Перегляди: 165
Библиотека ХИОДАТ
Отрывок из книги «В боях за Ростов» 1936 год.
Подготовил к размещению на форуме vombat 2014 г.

ОСТАНОВИЛ БОМБАМИ ДВА ТАНКА

Я и мой товарищ находились в 1—2 километрах от нашего бивака. С левой столоны послышалось урчание аэроплана — и через пять минут в ста метрах от нас сел разведчик. Спросил, указав рукой на наш бивак:
- Это какая часть?
Мы ответили ему:
- Казачья.
Он полетел туда, где и был задержан нашими бойцами в присутствии тов. Буденного и тов. Городовикова. Оказалось, что он летел из Ростова с донесением к Мамонтову.
После этого тов. Буденный поднялся на тачанку в сказал:
- Товарищи! Сейчас белые идут на Лиски. Мы не допустим этого: через час станция Лиски должна быть в наших руках.
Мы все закричали в ответ:
- Даешь Лиски!
На реке Лиски мы приняли бой с белыми. В этом бою я был ранен в ногу. Пролежав в околотке 26 суток, я опять возвратился в свою часть, которая двигалась уже на Ростов. При взятии Ростова я остановил бомбами два танка. Один танкист убил мою лошадь. Тогда я вскочил на танк и убил этого танкиста.
Бывш. красный партизан Т. Т. Стадников.

Мои комментарии:
Тут самые интересные последние два предложения:
1) «При взятии Ростова я остановил бомбами два танка». Тут ключевое слово «ОСТАНОВИЛ». Вариантов расшифровки много. Например:
Остановил на минуту и танки продолжили наступление.
Остановил, танки развернулись и отступили.
Остановил, причинив танкам мелкие повреждения. Белые танки отремонтировали и отступили.
Остановил, причинив танкам серьезные повреждения и танки попали в руки красных.
Остановил так, что оба танка сгорели вместе с экипажами.
Я привел 5 вариантов, а их может быть еще больше. В зависимости от того какой вариант выбрать поступок Стадникова вырастает от рядового боевого эпизода до выдающегося подвига.
2) «Один танкист убил мою лошадь. Тогда я вскочил на танк и убил этого танкиста». Когда я читаю эти строки я вижу как под Стадниковым падает убитая лошадь. Он летит на землю, ловко кувыркнувшись, поднимается на ноги. Догоняет танк – обидчик, вскакивает на него…Дальше моего воображения не хватает. Танкист что ли сидел на танке верхом?
В любом случае в списках награжденных орденом Красного Знамени Стадников Т.Т. не значится. Мне кажется, что свои подвиги он немного преувеличил. А вы как думаете?
Надеюсь, в следующий раз еще что-нибудь расскажу.
С уважением.
 
Библиотека ХИОДАТ
Статья была напечатана в газете «Ворошиловец», 28 октября, 1935 года, с. 2.
Подготовил статью к размещению на форуме vombat 2014 г.

К 15-летию взятия Перекопа
ТАНК В БАНЕ
(ИЗ ПЕРЕКОПСКИХ ЭПИЗОДОВ)
Ночь. Последняя жуткая ночь. Либо - она никогда не кончится. Либо— за нею наступит большой день. Либо — змея нас. Либо – мы ее. С моря, с лимана ветер гонит на свежие раны соленый мороз.
Слит черная змея. Чтоб не разбудить, костры не разжигали. Черная темь. И тишина нездешняя.
На брусе, завернутые в дырявые шинели,— кто отдыхает, кто спит. Другие, завалив головню бурьяном, - чинятся. Звякает сталь. На краю в сумерки начатая выросла землянка. В землянке баня.
Ай, да баня!.. С вениками да и паром. Лезь даром!
И лезут. Все, что было, - забыто. Как будто не было ада. Смех, шутки.
- Эй, не наваливай!.. Чего спешите?
- На свету другая баня будет!
- Ну и будет!
Вглубь землянки упал еще десяток. Из бани выскочил один. На ветру волос белым дымом курится. Застыл. Не от холода — от шепота.
По цепи, как команда, ползет:
Будет баня...
Шум усиливается. Земля, как в лихорадке. В тумане показались чьи-то черные, широкие спины. Только спины — без рук, без ног. Безголовые чудовища.
Танки!.. Танки!.. Железные черепахи!..
Двенадцать чудовищ, они уже ясно видны. Тысячепудовые - они, глухо и сердито урчат. Тупомордые — они режутся железными зубами колес на нашу проволоку, на наши окопы, - через огонь и воду. За ними — густые колонны белых.
На-сту-па-ет!..
Черная змея шевельнулась. Выскочили. В два счета в руках винтовка. Все на ногах. Землянка пуста. Баня даром теплом курится.
Расположились. Насторожились. В тишине чье-то тяжелое дыхание. Кто- то недалеко тяжело ворочается, земля дрожит.
Глаза вылезли в темноту на разведку - ничего не видно.
В черный туман упал горящий дождь свинца. Свистит. Гудит. Ревет. И сто нет. Стрелки залегли в окопах, пропустили железные черепахи мимо. Когда они ушли к там в тыл — оставили им пустые окопы. И тогда вскипел бой.
Железной стеной, сгрудившись, встретили противника. На густые колонны, под ураганный огонь, поперли с последами винтовками. Орудия на плечи взвалили. Пулеметы потащили в руках. И дружным налетом опрокинули белых.
—- Бегут!
- Даешь!

Все смолкло. Впереди - никого. Снова слит черная змея. Только в тылу, слепо, бродя врассыпную, сердито урчат тысячепудовые черепахи.
Стрелки обернулись. Танки ничего не найдя, направились в обратную. Их встретили. На средину позиций выкатили батареи. Орудия сунули острые собачьи морды и зацарапали острыми зубами броневую шкуру чудовищ. Те плюнули бешено в выставили клыки в бойницы.
Но порох железной воли - взрывает. Но снаряды стальные дум бьют.
- Даешь Перекоп!
С винтовками, с бомбами, с гранатами — выбивали самые чувствительные места, расстреливали в упор. Двое вскочили на горб стального верблюда.
Падают и встают. И вновь налетают.
- Победить или *******!
. — Беги не беги, — догоним!
И-э-эх. Крымского табачку хотца!..

Пошли бродить в темноте, к окопам. Напоролись на первый,— стоит подбитый и мертвый. Стали считать: один, два, три... Семь насчитали танков.
Перед самым рассветом нашли восьмой.
Слепомордый, он налез на землянку, где была баня. Провалился задом, копыта—вверх, a на брюхе белеет надпись:
«За Русь святую».
Ишь ты,— купается...
Смех гулкими взрывами. И новые шутки.
Ничего, — пущай в нашей воде выкупается — чище станет!..
До туманного рассвета ворочались, выволокли. Поцарапали брюхо, там, где белело — «За Русь святую».
На свету ударили. Начался штурм Турецкого вала.
Еще черев рассвет Перекоп сдал. И над Сивашем взвились красные знамена.
В тот же день на широкой груди пленного танка кроваво алело новое имя, крещенное огнем и кровью — «Москвич – Пролетарий».
АЛ. СВЕТЛОВ.
Мои комментарии:
Рассказ скорее художественный, чем научно-исторический. Написан очень корявым языком с применением таких слов как: поперли, хотца, слепомордый.
Непонятно автор сам видел этот бой или записал с чьих-то слов? Интересно другое – автор уверен, что в баню провалился танк «За Русь святую». А в книге «Танки в гражданской войне» Коломиец пишет, что «танк «За Русь святую» был подбит артиллерией в районе хутора Кошеры, и ни в какую баню не проваливался. В баню провалился танк «Атаман Ермак». Кому верить?
Надеюсь, в следующий раз еще что-нибудь расскажу.
С уважением.
 
Библиотека ХИОДАТ
Статья была напечатана в газете «Пролетарий», 10 октября 1923 года.
Подготовил статью к размещению на форуме vombat 2014 год.

ТАНКИ ПОМОГЛИ
(Колония X. П. 3.).
Собрались вечером наши поговорить о предстоящей ремонте. Решили сделать полный ремонт зданий колонии, а то осень врасплох захватит.
— Не мешало бы и скверам нашим что-нибудь сделать – подняли вопрос рабочие.
- Поправить то можно, да дорого обойдется. Необходимо сначала выкорчевать все деревья, а. потом посадить новые под наблюдением садовника.
— А не попросить ли нам пока заводоуправление, чтобы предоставило на день танки в наше распоряжение? Ведь они живо выкорчуют пни, а там посмотрим, как-нибудь и новые посадим!
— Идея!
Через несколько дней, мощно напирая стальной грудью, очищали танки место для нового сада, шутя, вырывая, пни с корнями.
Хорошая штука эти танки, но только не на войне, а в хозяйстве!
Житель колонии.

Мои комментарии:
О колонии ХПЗ я ничего не нашел. Где она находилась, не знаю. Есть фото, как на танке пашут. Но оказывается и пеньки корчевали тоже.
Надеюсь, в следующий раз еще что-нибудь расскажу.
 
вот достаточно свежое и интересное обсуждение по Маркам
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
 
спасибо за тему, очень познавательно буду изучать
 
В Луганске один танк в этом году отправили на реставрацию.

Интересна судьба луганских танков. Надеюсь, что реставрация этого танчика задержалась на каком-то подконтрольном нам заводе
 
АП хорошей теме)
 
Кому интересно , sfw.so/1149045927-nas-izvlekut-iz-pod-oblomkov.html
статья о применении танков Мк IV в бою и фото различных первых танков.
 
Прошел год с последней публикации
 
Назад
Зверху Знизу