Почему вы ушли с должности советника министра экономики?
– В моём случае никакой интриги нет. В качестве советника министра я занималась вопросами улучшения инвестиционного климата и созданием электронного правительства. То есть, по сути, единого портала административных услуг, который позволил бы гражданам в онлайн-режиме подать заявление на субсидию, оформить паспорт или получить справку о несудимости.
У Айвараса Абромавичуса (министра экономического развития и торговли. — Фокус) были другие приоритеты — в том числе дерегуляция и подготовка госпредприятий к приватизации. Я могу его понять: пожалуй, если бы я была на его месте, то тоже сосредоточилась бы на этих задачах. Но уйдя из Кабмина, я точно так же продвигаю электронное правительство, отсутствие статуса советника никак мне не мешает. Наоборот, работаю с несколькими министерствами и самоуправлениями.
О чем свидетельствует скандал в правительстве с Сашей Боровиком?
– Думаю, что ситуация с Сашей Боровиком несколько раздута, и не стоит говорить о массовом исходе иностранцев из Кабмина. Тем более, что Боровик так и не был назначен на должность. А то, что меняются советники - это совершенно не знаковое событие.
А чего, собственно, ожидал Боровик? Прогулку в парке? У меня лично не было никаких иллюзий относительно бюрократичной машины. Да, в системе очень трудно - она сама себя не сократит, будет противодействовать и пассивно, и активно. Система более 20 лет так строилась. Нельзя сказать, что мировые практики здесь не работают, но не все же так просто. Дверью хлопнуть проще всего, труднее пытаться найти путь для реализации реформы. Если это невозможно сделать напрямую, нужно искать другие пути.
Дела государевы
Боровик пожаловался на скорость реформ в правительстве. А у вас есть нарекания?
– Конечно, мне тоже кажется, что реформы продвигаются очень медленно, хотелось бы быстрее. Но я не делаю из этого трагедии "невозможно работать, я ухожу", так как понятно, что политическая элита в Украине полноценно ещё не успела смениться. Это один из ответов, почему всё так медленно. Во всех вертикалях власти нужны новые лица, но обновление требует времени и терпения.
У нас есть молодые депутаты, которые не принимали участие в схемах прошлых созывов. Будет и дальше обновление, просто не так быстро, как хотелось бы. Может, некоторые реформаторы не были готовы к этому. Самое худшее - это махнуть рукой и вернуться к тому, что было раньше. Этого я боюсь больше всего. Тем более, что сегодня происходит больше, чем видно со стороны. Есть реальная проблема в коммуникации власти с обществом.