Недавно весь мир отмечал день борьбы с коррупцией. Согласно рейтингу, обнародованному недавно Transparency International, из 180 стран, где первое место отдано наименее коррумпированной стране, а последнее, соответственно, — самой коррумпированной, Украина заняла 146-ю позицию. Рядом находятся Камерун, Эквадор, Кения, Сьерра-Леоне, Восточный Тимор, Зимбабве.
Коррупция (от лат. corrumpere — «растлевать») — термин, обозначающий использование должностным лицом властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. В отличие от западных демократий, коррупция в Украине носит системный характер — ею пронизан весь государственный аппарат. Взятки берут все: от рядового инспектора ГАИ до министров. О масштабности коррупции в стране свидетельствуют и данные социологического опроса: 46,6% респондентов отметили, что в
2009 году им приходилось давать взятки. По мнению многих экспертов, именно коррупция является фактором, который мешает развитию украинской экономики. Тотальный характер этого явления создает некомфортные условия для ведения бизнеса и существенно снижает инвестиционную привлекательность страны.
Каким же образом бороться с коррупцией? Если главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, то основным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания. Разоблачать призваны правоохранительные органы, а наказывать — суды. И если первые хоть кого-то ловят за руку, то до реального наказания в судах дело не доходит. На заседании Кабмина, прошедшем в минувший вторник, министр внутренних дел Юрий Луценко констатировал: большинство дел, передаваемых в судебные инстанции, не рассматриваются должным образом, а преступники не наказываются адекватно совершенному ими преступлению. Причина банальна: украинская судебная система является одной из самых коррумпированных в государстве. И судьи берут взятки за то, чтобы за взятки не наказывать. Более того, самые большие взятки берут руководители этих судов. Налицо замкнутый порочный круг.