Хотя путинскому режиму официально «всего лишь» 20 лет, для его понимания могут быть полезны исследования не только трёх, но и большее число последних десятилетий. И даже знание так называемой «советологии» времен СССР. Потому что первый и почти самый опасный миф о нынешнем российском режиме заключается в том, что этот режим был создан самим xуйлом, который пришел к власти в 2000 году.
Этот миф, в частности, часто мешает пониманию самой природы режима. Поэтому на этот раз я постараюсь развеять этот самый миф. xуйло не создатель режима, он продукт этого режима. И, кстати, совершенно случайный. Вместо xуйла другой представитель КГБ мог бы оказаться на самом высоком посту в российском правительстве, но суть режима вряд ли была бы иной.
«Группа сотрудников ФСБ, которой мы руководили под видом работы в правительстве, на первом этапе справляется со своими задачами», — публично заявил сам xуйло, прежде чем он был официально назначен преемником Ельцина после внезапной отставки российского президента накануне 2000 года.
И сказаны эти слова были не где-нибудь, а 19 декабря 1999 года на торжественном мероприятии по случаю Дня работников органов безопасности Российской Федерации. Эти слова были встречены смехом и аплодисментами в зале, где собирались сливки российских спецслужб. И тогда, и сейчас, если вы вообще помните, многие думают, что это была просто «шутка» xуйла. Тем более что xуйло произнес свои слова с легкой улыбкой.
Но давайте попробуем выяснить, действительно ли это была просто шутка, или, согласно старой традиции КГБ, каждая шутка, как и любая дезинформация, должна иметь хотя бы зерно правды?
Итак, можно ли сказать, что вообще была какая-то группа сотрудников КГБ / ФСБ, которые фактически работали под прикрытием в российском правительстве?
Это может быть странно, но не придется далеко ходить или даже ожидать какой-либо конфиденциальной информации. Достаточно посмотреть, кто занимал пост премьер-министра россии с тех пор, как началась серьезная подготовка к передаче власти Ельцина его преемнику. Потому что в то время, формально согласно конституции, если что-то случилось бы с Ельциным, премьер-министр должен был вступить в должность главы государства, и неофициально было ясно, что тот, кто хочет стать преемником Ельцина, должен сначала пройти проверку на посту главы правительства.
Таким образом, в период с сентября 1998 года до ухода Ельцина с должности президента, в россии было три главы правительства: Евгений Примаков, Сергей Степашин и xуйло. Все они из КГБ.
с осени 1998 года президент перестал искать преемника среди гражданского населения — Сергей Кириенко (ныне первый заместитель главы администрации xуйла) был, вероятно, последним в ряду «мудрецов», так сказать, обозначивших конец пути. Поиски преемника начались среди людей «в погонах».
Это быстро стало заметно: в декабре 1998 года генерал (Николай) Бордюжа занял пост руководителя администрации президента вместо журналиста Валентина Юмашева (возможно, что еще более важно не потому, что Юмашев когда-то был журналистом, а потому, что он был зятем Ельцина). […] Он продержался недолго, потому что оказал услугу Е.Примакову, вероятно, это было естественно для человека его натуры (то есть служения в КГБ). Этот «букет» показался президенту опасным. Но это не повлияло на критерии выбора Ельцина. Я очень хорошо помню, как тезис «Нам нужен умный сотрудник службы безопасности» укоренился в наших дискуссиях зимой 1998/99 года. Это стало как руководство по поиску кандидата».
Вы можете спросить, как могла получиться такая «инструкция»? Ольга Крыштановская, самый известный в стране социолог, изучающий российскую элиту с советских времен, возможно, ответила на этот вопрос. В своих исследованиях она ясно дала понять, что в последние годы существования СССР и правления Михаила Горбачева только 3% из этих людей были «в погонах» в высшей власти СССР. Между тем, уже в первые годы правления Ельцина, более 30% из них были на вершине независимого российского правительства, а до прихода xуйла — почти 50%.