Я помню его изречение, типа, вы мне, главное, настройте побольше музеев, а уж чем их заполнить, я позабочусь

неточно цитирую, конешно. Т.е., это мне напоминает давний мой разговор с Дианочкой Арбениной. Она говорит: "Тебе Чичерина нравицо?" Я говорю: "Не-а". Она говорит: "А чо ты у неё слушал?" Я говорю: "Тулала". Она говорит: "Конечно! А ты послушай у неё этот альбом, только целиком!!!" Я промолчал в ответ.
Я Пикассо не читала, только смотрела картинки

Мне очень трудно говорить об искусстве словами, потому как у меня это все какие-то мимолетные ощущения, вообще-то

Которые и уловить-то, в смысле, через сознание пропустить трудно. А, тем более, описать. Но смысл, мною сказанного, приблизительно в том, что, когда оказываешься среди картин. Среди множества картин. А еще, если повезет, в какой-нибудь спокойный час, в уютной галерее. Начинаешь видеть и воспринимать человека целостно, а не фрагментами - тогда он-такой, а тогда-другой, вот он меняется, ты начинаешь чувствовать, почему это происходило, и, как он это переживал. И вот он перешагнул и его понесло в каком-то совершенно новом направлении, а здесь он долго топтался на одном месте, и крутился как белка в колесе и очень мучался от того, что находится в тупике, потом снова появляются совсем другие краски, вдруг, в который раз, радикально меняется техника и ты снова чувствуешь вместе с ним, как открылось, бог знает, какое по счету дыхание, а вместе с ним, бог знает, какая по счету грань этого человека.
Очень мне трудно словами. Но Пикассо, на мой взгляд - очень яркий пример гения - он бесконечен, он все время движется, и стремительно, вообще без оглядки постоянно находит для себя новый выход наружу. Мне кажется, все его грани - все его множества состояний и периодов, лучше всего видны именно, когда они все вместе. У нас есть счастливая возможность ретроспективно попытаться охватить гения целостно. У современников такой возможности, как правило, не бывает. Вот, будто бы, перед нами стоит человек и мы могли бы поговорить о том, какие у него глаза или рост, насколько он остроумен, насколько прекрасен в постели, его предпочтения в еде... Это, если мы думаем по отдельности над каждой его картиной. Что тоже очень важно, конечно

Довольно таки любопытно, насколько человек остроумен и каковы его предпочтения в еде. Но, чтоб за деталями не потерять главного - чтоб увидеть этого человека во всей его красе, смотреть надо каким-то расфокусированным зрением. Или лучше вообще не глазами. и слушать тоже не ушами. Это я все о картинах. У художника есть счастливейшая возможность передать себя каким-то другим способом. Хотя бы, попытаться описать те вещи в себе и процессы, которые словами не передаются вообще-то. В надежде быть услышанным и понятым. Была вот тема про секс и искусство, мне кажется, это именно оно и есть - мы пытаемся передать себя таким образом, например. Или таким образом. Иногда получается, иногда-нет. У художника больше пространство, он одной картиной может, по идее, дотянуться до очень большого количества людей. Но и мир его внутренний настолько сложен, что попытаться донести все его оттенки, до как можно большего количества людей, становится просто необходимым - хоть кто-то да услышит. Да и тесно ему внутри. Это, собственно самая главная предпосылка. Когда богатства столько, им непременно хочется делиться, потому что эти сокровища сильно пригибают свои весом к земле. А тянешься-то к солнцу.
На примере Пикассо

Сюда бы еще Леонардо да Винчи. Как еще один пример очень светлого гения
Прошу прощения за много букв.
пс. Монтажник, это, собственно риторически, а не Вам лично. Думаю, Вы это все и так прекрасно знаете.