Еще раз про блокаду Ленинграда
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Ленинградская блокада: арифметика и политика
Би-би-си: Вы полагаете, можно было не допустить голода, если лучше наладить снабжение?
М.С.: Я полагаю, что сначала надо выяснить, собирался ли кто-то снабжать город. А если собирался - то когда, с какого момента? Ответ найти несложно - не требуется никаких секретных архивов, надо только захотеть.
Начнем с начала. С постановки задачи. Задачу поставил верховный руководитель страны: "При вынужденном отходе частей Красной Армии не оставлять противнику ни килограмма хлеба, ни литра горючего". Это знаменитое, ничуть не секретное, тысячу раз процитированное выступление Сталина по радио 3 июля 1941 года.
Обратите внимание на построение фразы (а товарищ Сталин слов на ветер не бросал): "Не оставлять противнику...".
Сталин был большой специалист по хлебозаготовкам, лично участвовал в "борьбе за хлеб" в 1928 году, про раскулачивание я уж и не говорю. Он был уверен, что все найденное на оккупированной территории, до последней крошки, немцы заберут себе: что смогут - съедят, что не съедят - отправят в Германию.
К осени порядка стало побольше, темп наступления противника на ряде участков фронта удалось сбить, и уничтожение инфраструктуры на оставляемых территориях сделалось масштабным. Так, Петрозаводск - столица советской Карелии - перед уходом Красной Армии был тотально разрушен.
К тому же готовили и Ленинград: об этом можно прочесть в изданных миллионными тиражами мемуарах маршала Жукова. И первые трупы умерших от голода появились на улицах Ленинграда в том самом ноябре 1941 года, когда Зоя Космодемьянская и ее боевые товарищи, выполняя приказ Ставки № 0428, сжигали или пытались сжечь русские деревни в ближнем тылу немецких войск.
В итоге власть ограничилась только тем, что вывезла, так сказать, "свое" - содержимое складов Госрезерва.
Би-би-си: Неужели из Ленинграда накануне блокады вывозили продовольствие?
М.С. А что вас удивляет? Ленинград находился в другой стране? На него приказ Сталина не распространялся?
Обстановка на фронте убеждала Ставку в том, что с Ленинградом вот-вот будет то же, что произошло с Минском, Смоленском, Ригой и через несколько недель произойдет с Киевом, Харьковом и Одессой. Поэтому из Ленинграда форсированным темпом отправляли все что можно.
"Из Ленинграда ускоренно вывозилось продовольствие. Немцы готовились к блокаде города, а мы - к его сдаче. Эвакуация продовольствия прекратилась только тогда, когда немцы перерезали все железные дороги", - свидетельствовал переживший блокаду академик Дмитрий Лихачев.
Говорят, что большая часть городских запасов была уничтожена немецкой авиацией 8-10 сентября 1941 года на Бадаевских складах. Однако там сгорело всего 3 тыс. тонн муки и 2,5 тыс. тонн сахара, причем тысячу тонн пострадавшей муки и 900 тонн сахара удалось переработать.
По понятным причинам после войны факт вывоза продовольствия из Ленинграда не афишировался. Но в изданном в 1958 году сборнике документов "Ленинград в блокаде", видимо, по недосмотру, было упомянуто отданное в середине сентября телеграфное распоряжение Главного управления сахарной промышленности ленинградской конторе "Сахаросбыта" - отгрузить несколько вагонов сахара в Вологду, хотя Ленинград к тому моменту был уже блокирован.
Би-би-си: Сталин не исключал потери Ленинграда, но думал при этом не о людях, а о материальных ценностях?
М.С.: 29 августа был утвержден план эвакуации ленинградских заводов, в соответствии с которым предполагалось за 10 дней отправить на восток 12313 вагонов, и уже на следующий день на путях стояло 2200 вагонов с промышленным оборудованием. По известным причинам отправить их не удалось.
4 октября 1941 года Сталин провел по радио совещание с руководителями Ленинграда Андреем Ждановым и Алексеем Кузнецовым и поставил им задачу: "Вывезти на восток из Ленинграда станки, пресса, электрооборудование, литейное, кузнечное и прокатное оборудование… Эвакуацию всего вышеупомянутого осуществить через Ладожское озеро на Волховстрой".
И работа закипела: в порту Осиновец на "ленинградском" берегу Ладоги земснаряды углубляли дно, строились причалы, монтировались портальные краны. О том, что город находится в какой-то "блокаде", никто и заикнуться не посмел.
Примерно 60 км западного берега Ладожского озера все время оставалось под советским контролем. До поселка Кобона на "большой земле" было 30 км водного пространства.