``Однако населению Восточной Европы изображение двуглавого
орла было знакомо уже в XIV веке: ОНО ПОМЕЩАЛОСЬ, НАПРИМЕР, НА
ДЖУЧИДСКИХ МОНЕТАХ ДЖАНИБЕК-ХАНА (1339-1357) и анонимного чекана,
датируемого 1358-1380 годами... ПОКА НЕВОЗМОЖНО СВЯЗАТЬ ЧЕКАН
ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (! -- Авт.) С ДВУГЛАВЫМ ОРЛОМ С ТАКИМ ЖЕ РУССКИМ
ЧЕКАНОМ -- МЕЖДУ НИМИ СУЩЕСТВУЕТ РАЗРЫВ В ЦЕЛОЕ СТОЛЕТИЕ...
Время Джанибека было периодом расцвета денежного обращения в
Золотой Орде (! -- Авт.), и косвенным указанием на это служит
популярность монет Джанибека в обращении в течение очень долгого
времени после его смерти... ИЗОБРАЖЕНИЕ ДВУГЛАВОГО ОРЛА КАК У
ДЖУЧИДОВ, ТАК И В РУССКИХ КНЯЖЕСТВАХ характерно для медных монет.
Скорее всего, после женитьбы Ивана III византийская эмблема
попала уже на подготовленную почву'' [18], с. 54.
4. ТАТАРСКО-РУССКИЕ НАЗВАНИЯ РУССКО-ТАТАРСКИХ МОНЕТ
В русском денежном обращении хорошо известно слово АЛТЫН. От
него происходит, в частности, ПЯТИАЛТЫННИК.
``НАЗВАНИЕ АЛТЫН ЗАИМСТВОВАНО ИЗ ТАТАРСКОГО, на котором этим
словом обозначался счетный ЗОЛОТОЙ ДИНАР... ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ ОБ
АЛТЫНЕ в русских источниках известно по договору 1375 года
великого князя Московского Дмитрия Ивановича с Тверским князем
Михаилом Александровичем, ОДНОВРЕМЕННО С ВОЗОБНОВЛЕНИЕМ РУССКОЙ
ЧЕКАНКИ И ПОЯВЛЕНИЕМ ДЕНГИ... НЕТ СОМНЕНИЯ В РОДСТВЕ
ДРЕВНЕТАТАРСКОГО ДЕНКЕ... И РУССКОЙ ДЕНГИ (написание ДЕНЬГА
появилось лишь с конца XVIII века)... Таким образом, АЛТЫН (КАК И
ДЕНГА) БЫЛ ПЕРЕНЕСЕН ИЗ ТАТАРСКИХ ДЕНЕЖНЫХ ТЕРМИНОВ'' [18], с. 158.
Итак, мы вновь убеждаемся в ЕДИНСТВЕ русской и татарской
денежной системы. Как и должно было быть внутри единого великого
= ``монгольского'' государства Русь = Орда. Никто ни у кого не
заимствовал, ибо странно заимствовать ``у самого себя''.
5. РУССКО-ТАТАРСКИЕ НАДПИСИ И ЯКОБЫ ``БЕССМЫСЛЕННЫЕ НАДПИСИ''
НА ДРЕВНИХ МОНЕТАХ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА
И. Г. Спасский сообщает нам: ``На одной стороне ПЕРВЫХ ДЕНЕГ
МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА написано ПО-РУССКИ имя Дмитрия Донского, но
на другой стороне находится ТАТАРСКАЯ НАДПИСЬ, занявшая довольно
прочное место на ранних монетах многих выпусков как в Москве с ее
уделами, так и в княжествах, расположенных восточнее... Татарские
надписи, ЗАЧАСТУЮ БЕССМЫСЛЕННЫЕ ИЛИ ДАЖЕ НЕЧИТАЕМЫЕ, на ранних
русских двуязычных монетах в прошлом рассматривались как
результат даннических отношений'' [17], с. 96.
Далее Спасский сам опровергает теорию, согласно которой
русские князья будто бы помещали татарские надписи на своих
монетах вынужденно, находясь в подчинении у Орды. В частности, он
указывает, что ``даже на некоторых монетах Ивана III,
чеканившихся в то время, когда о каком бы то ни было
вмешательстве в русское денежное дело И РЕЧИ БЫТЬ НЕ МОГЛО,
встречаются татарские надписи: ``Это денга московская'', ``Ибан''
(Иван)'' [17], с. 96.