Re: Эзотерика
Неогностицизм. Системы миров – Ч.3
Древнеегипетская система мироустройства, схематически, имела такой же вид, как это было представлено Птолемеем, но существенно отличалась по своему смысловому наполнению. Мы не знаем достоверно, как именно жрецы называли сферы, которые Птолемей обозначил латинскими наименованиями планет, но учитывая иероглифический символизм, свойственный египетскому письму, можно предположить, что эти сферы обозначались только знаками, и даже возможно похожими на те же самые, которые мы используем и в настоящее время.
Названия и значение этих и других планетарных символов, судя по всему, передавались только в устной форме, поэтому в греческих переводах им были даны наименования, фактически существующих, планет. Очень высока вероятность того, что планеты имели названия соответствующие именам богов, древнеегипетского пантеона, например, существуют классификации, в которых духовной сфере обычно символизируемой солнцем, дано имя бога Хепри, сфера Венеры, носит имя богини Исиды, Меркурий именуется Тотом, а Марс, Сатурн и Юпитер, соотносятся с Гором, Анубисом и Тауретом. Существуют и другие версии таких классификаций, претендующие на ту или иную степень достоверности.
Но, в древнем Египте, если опираться на герметическую философию эллино-египетского периода, существовало, по крайней мере, две системы описывающих мироустройство. Одна из них отображала Вселенную как материальный мир, окутанный невидимыми духовными мирами, а другая очерчивала Солнечную систему, причем, приблизительно так же, как мы ее представляем и сегодня.
Первая из упомянутых систем весьма неплохо отображена в символах таблицы Изиды, которую в научном мире принято называть табличкой кардинала Бембо, и к которой уже даны многие удовлетворительные комментарии, Кирхером, Уэсткоттом, Менли Холлом и другими, на чём не будем здесь останавливаться.
Табличка Бембо:
Итак, Вселенная, состояла из материального видимого мира, который расположен в самом центре мироздания, и невидимых сфер, которые мы, соблюдая существующие традиции, назовем созвучно латинских наименований, фактически существующих, тел Солнечной системы.
Иногда в герметических текстах можно найти и другие наименования семи священных планет или сфер, в которых явно прослеживается их греческое происхождение, например: Мэнэ (Луна), Кронос (Сатурн), Пафия (Венера), Арес (Марс), Гермес (Меркурий), Зевс (Юпитер). Все перечисленные планеты, это не физические тела, а духовные уровни, как правило, возглавляемые своим правителем.
Например, Е.И. Рерих поясняла (45 Письмо А.И.Клизовскому от 29 января 1938):
Семь великих Сынов Света называются Правителями Звезд или Планет. Ведь только грубое представление отождествляло их с самими звездами…
Расположенный в центре такой Вселенной материальный мир имеет сферическую форму, о чем, например, свидетельствует герметический свод (VIII. О том, что ни одно из существ не погибает и заблуждение есть то, что люди называют перемены разрушением и смертью):
3) Изо всей материи, которая была в Его распоряжении, Отец сделал тело Вселенной, дал ему объем, придал ему шарообразную форму, установил ее качества и сделал ее бессмертной и вечно материальной.
В свою очередь, сама сфера материального мира внутри полая, но лишь на ее поверхности, в виде вещественных форм, отображается идея творения (Асклепий IV Первопричины, Бог, Материя, Дух):
17б) Мир есть полый шар, имеющий в себе самом причину своего качества, невидимый в своей целости… Поэтому многие приписывают миру природу и качества пространства. Шар сей кажется видимым только посредством отдельных отражений идеальных форм, как будто нарисованных на его поверхности; он видится в образах, но в действительности он всегда невидим сам по себе… Образы мы называем идеями, потому что это видимые … формы.
Но, разве такое описание мироздания не соответствует нашим самым последним научным представлениям о форме Вселенной? Разве современные астрофизики не сравнивают существующую Вселенную с постоянно раздуваемым шаром, на поверхности которого и находятся галактики? Не вызывает сомнений, что представления древних египтян о материальном мире могут быть сравнимы с нашими современными воззрениями.
При этом вся материя, будь то вещество или живая тварь, пронизана энергией Бога, который сам остается вне материального мира [13] (Герметический свод. XII О всеобщем уме) :
22) Тат. Значит, Бог есть в материи, отче мой?
Гермес. Материя, сын мой, вне… Бога, раз уж ты стремишься закрепить за ним особое место; но материя, не вовлеченная в творчество, не бесформенная ли это масса? А если она вовлечена в творчество, то посредством энергий, не так ли? А ведь мы сказали, что энергии - части Бога. От кого живые получают жизнь и бессмертные ¬бессмертие? Кто осуществляет превращения? Пусть это будут материя, тело, вещество - знай, что в них пребывают… энергии Бога, энергии материальные - в материи, энергии телесные - в теле, энергии вещественные - в веществе. Все это вместе есть Бог,
23) и во Вселенной нет ничего, что не было бы Богом.
Видимая материя окутана семью сферами невидимых миров, которые хоть и занимают на приведенной схеме какое-то пространство, все-таки правильнее понимать как духовно-энергетические уровни, существующие в одном и том же объеме. Каждой такой энергетической сфере присуща свойственная только ей форма энергии, которую в герметических текстах чаще всего называют Архонтами или Гениями.
Преодолевая именно эти духовные сферы семи небес, душа спускается в материальный мир для воплощения в физическое тело и через них же возносится после смерти. Например, у Э. Шюре это действо описывается в диалоге между богом Осирисом и Гермесом, следующим образом:
…Перед тобой семь сфер, обнимающие все ступени жизни. В их пределах происходит падение и восхождение душ. Семь Гениев суть семь лучей Глагола-Света. Каждый из них господствует над одной сферой Духа, над одной ступенью в жизни души.
Таким образом, мы находим многие подтверждения тому, что в древнеегипетской схеме строения мира, сферы расположенные вокруг материи символизируют собой духовные миры и не имеют ни какого отношения к реально существующим планетам.
( Продолжение следует )