Прочел всю ветку с целью понять, что думают о сложившейся финансовой ситуации в Украине не в высоких кабинетах, не умудренные опытом банкиры, а обычный рядовой люд. Так сказать, vox populi.
Печально.
Должен заметить, что высказывать суждения, тем более, столь категорические, как на этой ветке, можно лишь обладая хотя бы минимальными познаниями о базовых вещах (и это относится к любой теме). Таковых, увы, я не увидел, прошу прощения.
Поэтому предлагаю вниманию всех заинтересованных некоторые принципиальные положения для понимания "текущего момента". Каждый желающий может проверить приведенную информацию - 21 век позволяет это сделать не вставая с кресла.
"Принципиальные положения" - потому что я очень мало знаком с ситуацией в Украине, а то, о чем я говорю - универсально и приложимо к любой стране.
1. Дефолтом (если мы говорим о финансах) является ситуация, при которой должник (любой) не может (или не хочет) выполнять принятые на себя финансовые обязательства. Дефолт может наступить для индивидуума, для корпорации, для муниципалитета или для государства. Дефолт - это констатация сложившейся ситуации и не требует каких-либо объявлений, заявлений, формальных документов и т.д. Дефолт - это свершившийся факт.
Так же, как 30 ноября в 24:00 наступает декабрь, так же в момент неисполнения принятых на себя финансовых обязательств по уплате всего долга, части долга, текущих плат за обслуживание долга и т.д., наступает финансовый дефолт. Что далеко не всегда является какой-то катастрофой и далеко не всегда имеет неприятные последствия для должника.
При этом есть существенная разница и в процедуре и в последствиях в зависимости от "вида" долга. Для индивидуума могут наступить последствия в виде ареста имущества, конфискации активов и т.д., для корпорации может быть объявлено судебное решение о принудительном банкротстве и проч.
В этом отношении дефолт для суверенного государства коренным образом отличается от всех прочих - не существует банкротства, наличествуют разные юрисдикции, государственный долг может быть внутренним, а стало быть проблему можно решить "домашними" законодательными и экономическими мерами и т.д.
Сейчас мы говорим о суверенном внешнем долге и тут ситуация абсолютно иная. Коль государство является суверенным и пользуется суверенным иммунитетом, к нему невозможно применять законы иной юрисдикции:
"Sovereign debt is different from private debt because creditors do not have a well defined claim on the sovereign's assets. The lack of a procedure for enforcing sovereign debt contracts is partly due to the principle of sovereign immunity. However it also relates to the fact that, even when creditors obtain a favorable ruling, they cannot attach assets which are located within the borders of the defaulting country, and in fact have had limited success in going after assets located abroad"
Вывод 1: заставить государство-должника, оказавшегося в состоянии дефолта, безусловно заплатить долг мирными путями (а военными, как это было в давние времена, запрещает Устав ООН), условно говоря, невозможно.
Потенциальное обращение в суд любой юрисдикции может дать только формальное судебное решение о необходимости платить по долгам, но не даст какого-либо эффективного решения. Разговоры об аресте зарубежного имущества, репарациях по другим конфликтам в счет долга и подобное не имеют никакого отношения к данной процедуре, являются отдельными исками и, следовательно, говорить о них не имеет ни малейшего смысла. Так же бессмысленно говорить о каком-то "прецедентном праве", поскольку прецедентное право (если говорить об Англии) распространяется на common law, а мы говорим о писаных финансовых законах (fiduciary law, contracts and torts), которые, к слову сказать, кодифицированы весьма четко.
2. Последствия дефолта по суверенному внешнему долгу могут быть разнообразными - от "ничего страшного" до финансового, экономического и банковского краха. Никакие аналогии с другими странами не могут быть проведены - каждый случай уникален, решения и последствия определяются особенностями данной страны - экономическими и финансовыми в первую очередь, политическими - не в последнюю. Например, некоторые страны Латинской Америки (Мексика, Венесуэла, Колумбия и др.) в результате массовых дефолтов 80-х годов выиграли (общий внешний долга сократился из-за отказа платить по так называемым Brody bonds), а Филиппины (по тем же бондам), пережив кризис, выплатили долг спустя 25 лет), бывшая ФРГ получила списание половины долга в 50-х годах от западных кредиторов и проч, примеров много и каждый из них индивидуален, каждый решался на двусторонних переговорах между держателем (держателями) долга и страной-должником.
Что касается украинского долга росиии по Евробондам: сегодня, 20 декабря, истек срок погашения долга, Украина отказалась платить (имеем два официальных заявления - от премьер-министра и от министра финансов - о них чуть дальше), но формально дефолт еще не наступил - по договору Украина имеет 10-дневный дополнительный срок (grace period) для решения проблемы. Однако можно не сомневаться - дефолт наступит 30 декабря. А вот каковы будут последствия можно приблизительно оценить.
3. Несмотря на все вышесказанное, любое суверенное государство в периоды кризиса старается избежать дефолта, поскольку хоть и невозможно мирными путями заставить его платить по долгам, существует еще "кредитное реноме", которое влияет на возможность получать заемы в будущем - как для государства в целом, так и для отдельных его институтов. Дефолт влечет снижение кредитных рейтингов и, как следствие, повышение процентных ставок (risk rates). Как все знают и отметили в этой ветке, до недавнего времени правила МВФ напрямую запрещали заемы странам, оказавшимся в состоянии дефолта, но это правило изменилось и теперь такие страны могут получать финансовую поддержку МВФ. Однако есть уточнение:
Fund should be able to lend into arrears owed to an of ficial bilateral creditor in circumstances where an assessment has been made that the debtor is making good faith efforts to reach an agreement ...
Поэтому есть два заявления - от премьер-министра об отказе платить долг и от министра финансов - о стремлении договориться, т.е. продемонстрировать "good fate" для дальнейшего получения кредитов.
Можно с высокой вероятностью предположить, что при наступлении дефолта, Украина будет продолжать получать кредиты от МВФ. Однако за это есть своя цена: МВФ особо оговаривает условия выдачи денег - ужесточение фискальной политики, т.е. повышение налогов и сокращение дотаций, коротко говоря. Такое уже действовало и раньше, но Украина не спешила с необходимыми реформами.
Вывод 2: После дефолта это требование приобретает первостепенное значение и угроза прекращения дальнейшего кредитования при отсутствии кардинальных изменений становится очень-очень реальной. Альтернатива - рядовые граждане и бизнес ощутят последствия на своем кармане.
Но МВФ это а) не столько кредитор, сколько регулятор - кредиторами являются страны-члены и частные финансовые организации и б)МВФ - не единственный держатель государственного долга Украины, есть еще длинный ряд долгов разным кредиторам, по отношению к которым Украина имеет финансовые обязательства.
Большинство украинских государственных долгов заключается в евробондах, евробонды торгуются на рынке и снижение кредитного рейтинга, неминуемого в результате дефолта, непременно повлечет падение цен на эти евробонды, в первую очередь на те, срок выкупа которых наступает в ближайшие годы. Это уже не предположение, а реальность:
Reuters, December 19:
Ukraine's messy politics and the threat of a court battle with Russia are prompting many fund managers to sell out of Ukraine's bond market.
россия (страна-террорист), безусловно, в ближайшей перспективе потеряет часть денег, уплаченных за украинские евробонды 2013, но не так уж и много - взносы, уплаченные страховщику (не помню точно, но там перечислено с десяток финансовых институций, получающих начисление от росиии за страхование покупки, а lead financial manager - Stanley Morgan). Но для Украины потенциальные потери гораздо значительнее - это существенное увеличение ставок на грядущие кредиты, в первую очередь, на краткосрочные и обесценивание ценных бумаг. Следствие - возможная серьезная инфляция или регулируемая девальвация, банковский кризис.
Вывод 3: наиболее благоприятный исход для Украины - переговоры по долгу, желательно досудебные, но все козыри на руках у росиии.
Что произойдет по истечении 10-дневного grace period, т.е. 30 декабря? А ничего не произойдет. Гривня не упадет резко, кризис не разразится на следующий день. Последствия покажут себя сначала спустя, скажем, год и далее будут все ощутимее, если... Если не произойдет значительное изменение внутренних механизмов экономики. Ведь дефолт сам по себе ничто, важно соотношение долга и объема производимого ВВП.
P.S. Ссылки на источники цитат не позволил вставить спам контроль.
