Битва в Коралловом море продолжение
Руководство и контроль.
Всем известно, что японцы знают толк в извращениях, и этот случай не стал исключением. Японскими авианосцами руководил контр-адмирал Чуичи Хара, но авианосной группой руководил вице-адмирал Такео Такаги,
находящийся на крейсере Мёоко. Общей операцией по захвату Порт Морсби руководил вице-адмирал Сигеноси Иноуе. Стоит упомянуть, что такая странная дислокация командного состава отчасти была связана с тем,
что на японских авианосца хтого времени была очень маленькая надстройка, «остров», над полетной палубой, и места для расположения штаба катастрофически не хватало.
Руководителем task force 17 был назначен контр-адмирал Франк Флетчер находящийся на USS Yorktown.
Yorktown и Lexington находились относительно близко друг к другу в окружении эскорта.
Японские и американские авианосцы могли общаться между собой при помощи радиопередатчиков с коротким радиусом действия. В тоже время связь с самолетами после их запуска была запрещена в целях
затруднения обнаружения авианосной группы противником. Японский адмирал Такаги, находящийся на крейсере Мёоко, мог руководить ударными волнами самолетов, не рискуя раскрыть позиции авианосной
группы, поскольку он не шел в составе соединения. На американских авианосцах стоял радар раннего авиа-предупреждения, но управление самолетами прикрытия еще находилось на зачаточной стадии и
страдало от плохой радиодисциплины и неопытных команд. Японцы не использовали радары и радио для наводки истребителей на цель, но у них были визуальные методы грубого указания, направления цели.
Воздушные операции.
4го мая Йорктаун оперировал один, нанеся несколько ударов по о. Тулаги, на котором японцы несколько дней назад организовали базу летающих лодок, при этом потопив и повредив несколько транспортов и эсминец,
при этом умудрившись пролюбить отбившихся от группы 2 wildcat и 1 devastator.
На следующий день в 7-30 утра радар Йорктауна заметил летающую лодку японцев и поднял 4 wildcat-а, которые ее сбили. Несмотря на то, что разведчик не успел послать радиосообщение японцам, они решили,
что лодки сами по себе не пропадают и что-то начали подозревать.
В 08-16 5го мая Lexington присоединился к TF17, весь этот день они проводили бункеровку.
На рассвете 6го мая Флетчер провел разведку в северном направлении на дистанцию 275 миль, но так ничего не обнаружил. Во 2й половине дня был проведен еще один поиск, который также нечего не обнаружил.
В 10-00 японский разведывательный самолет обнаружил американские силы и в 10-50 Такаги получил донесение об этом. Но в это время японские авианосцы находились в 350 милях севернее, что было за пределами радиуса атаки,
и японские силы получили приказ двигаться на юг, чтобы занять более выгодную позицию для удара. Ближе к вечеру Флетчер отослал танкер Neosho и эсминец Sims, в южном направлении, где, как он думал, будет безопасно.
В 06-00 7го мая Такаги запустил 12 торпедоносцев на поиски в южном и юго-восточном направлении. В 7-22 один из разведчиков доложил, что обнаружил авианосец и в 8-00 японцы начали поднимать ударную группу.
В 8-20 гидросамолет, запущенный с крейсера Фурутака, нашел американские авианосцы, а в 8-30 это подтвердил другой гидросамолет. Но поезд уже ушла. Как позже выяснилось, японские разведчики обнаружили танкер
в сопровождении эсминца и приняли его за авианосцы. Покружив над ними пару часов для приличия, японцы утопили оба корабля и полетели домой пить саке.
Американцы начали 7го мая с обычного утреннего поиска и в 8-15 обнаружили транспорта, везущие десант, которые по ошибке были определены как 2 авианосца и 4 тяжелых крейсера.
После этого в воздух были подняты ударные группы и в 10-40 утра они нашли эскортный авианосец Soho, который быстро составил компанию на дне американскому танкеру и эсминцу. И в 13-38 самолеты вернулись на авианосцы.
Этим же днем немного позже японские силы вторжения решили не искушать судьбу и вернулись обратно. Таким образом, американцы одержали стратегическую победу.
8го мая обе стороны запустили поисковые группы в 6-15 утра и практически одновременно в 8-22 и 8-20 обнаружили друг друга на расстоянии 210 миль. В 9-15 японцы начали поднимать в воздух свои авиагруппы
в составе 33-х пикировщиков, 18 торпедоносцев и 18 истребителей. Приблизительно столько же истребителей оставили для прикрытия. Американцы начали подъем авиагрупп в 08-47 и к 9-15 Йорктаун запустил 24 пикировщика,
9 торпедоносцев и 6 истребителей. В 9-25 Лексингтон поднял в небо 15 пикировщиков, 12 торпедоносцев и 9 истребителей. Примерно половину истребителей американцы оставили для охраны.
Бомбардировщики с Йорктауна прибыли к цели в 10-32, но для проведения скоординированной атаки были вынуждены дожидаться прибытия более медленных торпедоносцев и в 10-57 начали атаку, добившись
2 попаданий в Shokaku двумя 1000 футовыми бомбами. Ни одна из торпед, выпущенных в цели не попала. Ударные группы Лексингтона прибыли в 11-30, добившись еще одного попадания в Shokaku.
Атака на Zuikaku не увенчалась успехом, из-за низкой облачности и шквального ветра.
В 10-55 радар Лексингтона обнаружил в 78 милях приближающиеся самолеты противника. На тот момент только 9 истребителей были в воздухе, и у них уже заканчивалось топливо, но еще 9 были подняты в тот же момент.
Также вернувшиеся с разведки пикирующие бомбардировщики были использованы в качестве прикрытия против низко идущих торпедоносцев. CAP американцев сбил 4 торпедоносца и 6 пикирующих бомбардировщиков
ценой 5 dauntless и 3 wildcat, которые были сбиты эскортирующими ударную группу японскими zero. Атака началась в 11-13 из 14 выживших торпедонсцев 10 атаковало Лексингтон и 4 Йорктаун, добившись 2х попаданий торпедами в Лексингтон.
Во время этой атаки в результате огня ПВО было сбито еще 4 торпедоносца. Вслед за торпедоносцами атаковали пикирующие бомбардировщики, добившись одного попадания 250кг semi-AP bomb в Йорктаун.
Бомба пробила 4 палубы и взорвалась внутри, причинив значительные повреждения, но при этом оставив летную палубу операбельной.
В 15-25 из-за утечки авиационного топлива внутри Лексингтона произошел взрыв,
и в 17-07 было принято решение покинуть корабль, который затонул в 19-52 после того, как был торпедирован своим же эсминцем.
На этом 1я битва авианосцев завершилась.