SMS Emden продолжение. После введения в строй Эмден был отправлен нести службу в Восточно-Азиатскую крейсерскую эскадру, базирующуюся в Циндао, Китай. Когда началась 1я мировая война Емден оказался единственным из крейсеров эскадры, который находился в Циндао и с началом войны крейсер покинул порт и занялся, тем для чего он и был создан, рейдерскими операциями на коммуникациях противника. 3 августа 1914 года, Емден захватил 1й свой трофей, русский пароход Рязань. Вместе с которым он вернулся в Циндао, где его переоборудовали в вспомогательный крейсер Корморан. 5 августа капитан Эмдена Карл фон Мюллер получил приказ, идти на встречу с основными силами крейсерами Шарнхорст и Гнейзернау. Рандеву было назначено, на Марианских островах в Тихом океане, куда он и прибыл 12 августа. К тому моменту Шпее стало изветсно, что Япония вступила в войну на стороне Антанты и направляет эскадру для его поиска. С этого момента стало ясно, что падение Циндао это вопрос времени и возвращатся туда не имеет смысла. Шпее было принято решение плыть к берегам южной америки, и оттуда пытаться прорваться в Германию, по пути набигая и грабя британские корованы. Фон Мюллер предложил разделиться и отправить Емден, для независимых действий в Индийском океане, предложение было принято и 14 августа 1914 года Эмден и угольщик Маркомания покинули марианские острова и отправились в Индийский океан.
Капитан Эмдена Карл фон Мюллер