Стаття 15. Типи договорів обов'язкового страхування
цивільно-правової відповідальності
Договори обов'язкового страхування цивільно-правової
відповідальності можуть укладатися на умовах:
15.1. страхування відповідальності за шкоду, заподіяну життю,
здоров'ю, майну третіх осіб внаслідок експлуатації транспортного
засобу, визначеного в договорі страхування, будь-якою особою, яка
експлуатує його на законних підставах (договір I типу);
15.2. страхування відповідальності за шкоду, заподіяну життю,
здоров'ю, майну третіх осіб внаслідок експлуатації будь-якого
транспортного засобу або одного з транспортних засобів, зазначених
у договорі, особою, вказаною в договорі страхування
(договір II типу);
15.3. страхування відповідальності за шкоду, заподіяну життю,
здоров'ю, майну третіх осіб внаслідок експлуатації транспортного
засобу, визначеного в договорі страхування, особою, вказаною
в договорі страхування, або однією з осіб, зазначених у договорі
(договір III типу).
Здесь представляется важным вот что: в статье речь идёт о вреде, причинённом в результате эксплуатации, а не управления транспортным средством. Это – вещи разные. Например, юридическое лицо может эксплуатировать транспортное средство, но не управляет, естественно, им, - это делает работник предприятия или организации. ****огичным образом водитель, которому передали управление частным транспортным средством в присутствии владельца единоразово, это транспортное средство не эксплуатирует.
Кстати, последняя проблема крайне интересует наше население: можно ли будет, выпив, передать управление автомоблилем трезвому другу, имеющему водительское удостоверение соответствующей категории? Попробуем ответить на этот вопрос. Для этого приведём полностью ещё одну статью закона:
Стаття 6. Страховий випадок
Страховим випадком є подія, внаслідок якої заподіяна
шкода третім особам під час дорожньо-транспортної пригоди,
яка сталася за участю забезпеченого транспортного засобу
і внаслідок якої настає цивільно-правова відповідальність особи,
відповідальність якої застрахована за договором.
Иначе говоря, страховая компания будет вынуждена выплачивать возмещение пострадавшим в случае, если по закону гражданскую ответственность несёт тот, чья ответственность застрахована. А согласно ст.1187 ГК Украины, такую ответственность несёт тот, кто на соответствующем правовом основании (собственность, аренда и т.п.) владеет транспортным средством. Но не тот, кому этот владелец передал управление в своём присутствии. (Кстати, и не наёмный работник, за которого на основании ст.1172 ГК ответственность несёт работодатель.)
Соответственно, если ДТП происходит по вине находящегося за рулём водителя, которому собственник автомобиля передал в своём присутствии управление, то именно собственник несёт ответственность, а если ответственность его застрахована, то должна следовать выплата страхового возмещения. Можно предположить, что страховые компании будут пытаться уклониться от таких выплат, однако правовых оснований для этого не усматривается. ****огичным образом не имеется оснований для наказания такого водителя за управление транспортным средством без полиса, поскольку его ответственность, как мы видели, покрывается «хозяйским» полисом.