Стаття 15. Типи договорів обов'язкового страхування
цивільно-правової відповідальності
Договори обов'язкового страхування цивільно-правової
відповідальності можуть укладатися на умовах:
15.1. страхування відповідальності за шкоду, заподіяну життю,
здоров'ю, майну третіх осіб внаслідок експлуатації транспортного
засобу, визначеного в договорі страхування, будь-якою особою, яка
експлуатує його на законних підставах (договір I типу);
15.2. страхування відповідальності за шкоду, заподіяну життю,
здоров'ю, майну третіх осіб внаслідок експлуатації будь-якого
транспортного засобу або одного з транспортних засобів, зазначених
у договорі, особою, вказаною в договорі страхування
(договір II типу);
15.3. страхування відповідальності за шкоду, заподіяну життю,
здоров'ю, майну третіх осіб внаслідок експлуатації транспортного
засобу, визначеного в договорі страхування, особою, вказаною
в договорі страхування, або однією з осіб, зазначених у договорі
(договір III типу).
Здесь представляется важным вот что: в статье речь идёт о вреде, причинённом в результате эксплуатации, а не управления транспортным средством. Это – вещи разные. Например, юридическое лицо может эксплуатировать транспортное средство, но не управляет, естественно, им, - это делает работник предприятия или организации. Аналогичным образом водитель, которому передали управление частным транспортным средством в присутствии владельца единоразово, это транспортное средство не эксплуатирует.
Кстати, последняя проблема крайне интересует наше население: можно ли будет, выпив, передать управление автомоблилем трезвому другу, имеющему водительское удостоверение соответствующей категории? Попробуем ответить на этот вопрос. Для этого приведём полностью ещё одну статью закона:
Стаття 6. Страховий випадок
Страховим випадком є подія, внаслідок якої заподіяна
шкода третім особам під час дорожньо-транспортної пригоди,
яка сталася за участю забезпеченого транспортного засобу
і внаслідок якої настає цивільно-правова відповідальність особи,
відповідальність якої застрахована за договором.
Иначе говоря, страховая компания будет вынуждена выплачивать возмещение пострадавшим в случае, если по закону гражданскую ответственность несёт тот, чья ответственность застрахована. А согласно ст.1187 ГК Украины, такую ответственность несёт тот, кто на соответствующем правовом основании (собственность, аренда и т.п.) владеет транспортным средством. Но не тот, кому этот владелец передал управление в своём присутствии. (Кстати, и не наёмный работник, за которого на основании ст.1172 ГК ответственность несёт работодатель.)
Соответственно, если ДТП происходит по вине находящегося за рулём водителя, которому собственник автомобиля передал в своём присутствии управление, то именно собственник несёт ответственность, а если ответственность его застрахована, то должна следовать выплата страхового возмещения. Можно предположить, что страховые компании будут пытаться уклониться от таких выплат, однако правовых оснований для этого не усматривается. Аналогичным образом не имеется оснований для наказания такого водителя за управление транспортным средством без полиса, поскольку его ответственность, как мы видели, покрывается «хозяйским» полисом.