НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПРОЕЗДА ПЕШЕХОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ, ПРОЕЗД ПО ТРОТУАРАМ
Штраф составляет от 255 до 340 грн. Если при этом возникла аварийная ситуация - штраф увеличивается от 680 до 850 грн. Или лишение права управления на 6-12 месяцев.
Как правило, инспекторы ГАИ рьяно отстаивают права пеше¬ходов. Возможно, потому, что в момент патрулирования они сами являются пешеходами. Но зачастую водители несут наказание за этот вид нарушения не вполне обоснованно.
Кто такой пешеход? По определению ПДД, пешеход - это ли¬цо, участвующее в дорожном движении вне транспортных средств, у которого есть не только права (состоящие из 2-х пунктов), но и обязанности (состоящие из 15 пунктов), которые большинство пе¬шеходов не знает и не соблюдает.
Правда, среди его обязанностей есть довольно стран¬ные. К примеру, п. 4.4. ПДД гласит: «в темное время суток и в условиях недостаточной видимости пешеходы, двигающие¬ся по проезжей части или обочине, должны выделить себя для своевременного их выявления другими участниками дорожного движения».
А как выполнение пешеходами данной обязанности выгля¬дит на практике? Чем и как они должны себя выделять - обмо¬таться елочной гирляндой, одеть светоотражающую одежду или взять в руки горящий факел? Если правила едины для всех и все должны их выполнять, сотрудникам ГАИ необходимо срочно вы¬ходить на улицы в темное время суток и начинать выписывать штрафы всем пешеходам, которые до сих пор не поняли, для чего в магазинах продаются елочные гирлянды. В дополнение к увели¬ченным штрафам для водителей, это будет хорошей статьей для пополнения государственного бюджета.
Тем более что и размеры штрафов для пешеходов за невы¬полнение требований ПДД увеличены до 85 грн. А если при этом какой-нибудь автомобиль, упреждая наезд на перебегающего до¬рогу пешехода, врежется в столб, штраф составит уже 255 грн. Единственное но... Вы когда-нибудь видели пешехода, раскаиваю¬щегося после совершенного по его вине ДТП и ожидающего в сто¬ронке прибытия сотрудников ГАИ?
Так что, хоть пешеход и является участником дорожного дви¬жения, по своей сути он не может быть другом и товарищем для водителя. Слишком неравны условия - один на машине, другой пешком, да и ответственность несоизмерима. И потому достаточ¬но часто из-за таких вот безнаказанных нарушителей-пешеходов водитель вынужден рисковать жизнью своей и своих пассажиров, да и других участников движения.
Пешехода надо бояться! Потому что Уголовный кодекс пред¬усматривает наказание за нарушение ПДД, закончившееся нане¬сением телесных повреждений или смертью потерпевшего. Пеше¬хода вообще нельзя считать полноценным участником движения, потому, что даже незначительное происшествие с его участием за¬канчивается нанесенными ему же травмами, причем, как правило, серьезными...
Учитывая тяжесть последствий в общении с пешеходами, лю¬бой водитель обязан руководствоваться действующими Правила¬ми и предоставлять им преимущество в движении в указанных ПДД случаях. О них мы и расскажем далее.
Среди сотрудников ГАИ получила распространение практика расширенного толкования обязанностей водителя пропускать пе¬шеходов и возникает ситуация необоснованного привлечения во¬дителей к административной ответственности. Фактом нарушения в таких случаях для инспектора ГАИ является одновременное на¬хождение на пешеходном переходе автомобиля и пешехода.
А как же быть в ситуациях, когда на нерегулируемых перехо¬дах, расположенных возле рынков или вокзалов, люди идут через дорогу сплошной стеной? Пропускать пешеходов в соответствии с ПДД можно и час, и два, и три. Водителю приходится выезжать на переход, чуть ли не продираясь сквозь пешеходов. По действу¬ющим Правилам - это нарушение. Но во многих местах иначе не проедешь. Как быть?
Давайте для начала обратимся к ПДД и внимательно прочита¬ем интересующий нас пункт. «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, на ко¬тором находятся пешеходы, должен снизить скорость, а при необ¬ходимости остановиться, чтобы уступить дорогу пешеходам, для которых может быть создано препятствие или опасность».
Обращаем ваше внимание на ключевые моменты:
1) Во-первых, речь идет о пешеходных переходах, на которых уже находятся пешеходы.
2) Во-вторых, водитель не всегда обязан снижать скорость, останавливаться и уступать дорогу пешеходам, а только в случаях, когда пешеход уже находится на переходе и ему может быть созда¬но препятствие или опасность.
А теперь ВНИМАНИЕ!
Наиболее часто водителей штрафуют в ситуациях, ког¬да в момент проезда перехода на нем действительно был пе¬шеход, но переходил он при этом совсем другую полосу дви¬жения или находился на островке безопасности или раздели¬тельной полосе.
За разъяснением ситуации обращаемся к п. 18.3 ПДД: «Про¬езжая мимо пешеходов, которые не успели закончить переход про¬езжей части и вынужденно находятся на островке безопасности или линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, водители должны выдерживать безопасный ин¬тервал».
Улавливаете разницу? Вывод однозначен: вы обязаны остано¬виться и пропустить пешехода только в том случае, если он нахо¬дится на полосе движения вашего автомобиля! Если он находится на линии, разделяющей транспортные потоки, вы можете продол¬жать свое движение, но при условии соблюдения безопасной дис¬танции.
Разъяснение этой ситуации особенно поможет вам, когда вы двигаетесь по дороге с несколькими полосами для движения в каждом направлении. К примеру, вы двигаетесь по третьей полосе. Пешеход пересекает дорогу по первой полосе. Проезжаете переход и вас останавливает инспектор, утверждая, что вы не пропустили пешехода.
Выполняйте наши РЕКОМЕНДАЦИИ:
1) Акцентируйте внимание инспектора на едином вопро¬се - находился ли пешеход на полосе движения вашего авто¬мобиля?
2) Задайте инспектору следующий вопрос: «Какими доказа¬тельствами того, что я создал опасность или препятствие для пешехода, вы располагаете?».
3) Если инспектор остается при своем мнении и начинает со¬ставлять протокол, в своих пояснениях так и пишите: «Во время своего движения через пешеходный переход какую-либо опасность либо препятствие для пешехода не создавал, так как пешеход дви¬гался по другой полосе движения». Или второй вариант: «...пешеход находился на линии, разделяющей транспортные потоки, ин¬тервал между моим автомобилем и пешеходом составлял не ме¬нее.... метров, что, по моему мнению, являлось безопасной дистан¬цией для пешехода».
4) Попросите инспектора ГАИ привлечь для дачи показаний того самого пешехода, которого вы не пропустили. Согласно ст. 269 КоАП, такой пешеход есть потерпевшим. Не обеспечив его участия в процессе, не установив его личность, сотрудник ГАИ, на¬рушил его права и сделал невозможным правильное рассмотрение дела с оценкой всех обстоятельств и доказательств. Думаем, что вряд ли инспектор ГАИ найдет этого человека. Если, конечно, при пересечении пешеходного перехода колеса автомобиля не наехали на носки его ботинок.
5) Да и не забудьте, что пассажиры вашего автомобиля тоже могут выступить в качестве свидетелей и отразить свою точку зре¬ния в протоколе.
Для полноты рассмотрения данного вида правонарушений давайте разберемся с терминами «опасность» и «препятствие». П. 1.10 ПДД дает четкие формулировки:
«Опасность для движения - изменение дорожной обстанов¬ки [в том числе появление движущегося объекта, приближающего¬ся к полосе движения транспортного средства или пересекающего ее) или технического состояния транспортного средства, угрожа¬ющее безопасности дорожного движения и вынуждающее водителя немедленно снизить скорость или остановиться...»
«Препятствие для движения - это неподвижный объект в пределах полосы движения транспортного средства или объект, движущийся попутно в пределах этой полосы ... и вынуждающий водителя маневрировать или снижать скорость вплоть до оста¬новки транспортного средства».
Из формулировок следует, что опасность для пешехода -это изменение дорожной обстановки, вынуждающее его снизить скорость движения или остановиться. В таком случае инспектор ГАИ, указывая в протоколе, что водитель создал опасность для пешехода, должен, как минимум, сослаться на то, с какой скоро¬стью двигался пешеход до появления автомобиля и насколько она была снижена. А что может быть препятствием для пешехо¬да? Имеющаяся в ПДД формулировка к пешеходу вообще не под¬ходит. Попробуем все же провести ****огию, представив его вме¬сто транспортного средства. Что же получается?
Для того, чтобы автомобиль стал «препятствием» для пеше¬хода, он должен остановиться на пешеходном переходе (что, в принципе, и происходит возле рынков и вокзалов) или двигаться попутно с пешеходом через пешеходный переход. Да, такое даже трудно представить себе.
Из всего этого следует, что имеющиеся в ПДД термины, в слу¬чае применения их к пешеходам, являются условными и могут трактоваться как угодно. Как водителем, так и инспектором ГАИ или самим пешеходом.
Вывод можно сделать только один: водитель становится на¬рушителем только в двух случаях - он сбил пешехода или пеше¬ход был вынужден уворачиваться от автомобиля. Если в момент проезда автомобиля пешеход спокойно пересекал другую поло¬су и ни один из участников движения не создавал помех другому, нет никакого повода наказывать водителя. В такой ситуации тор¬мозить или останавливаться он не обязан.
То же касается и ситуации с пешеходами, которые пере¬ходят на перекрестке проезжую часть, на которую вы пово¬рачиваете. Нарушение возникает, если продолжение движе¬ния транспортного средства вынудит пешехода изменить ско¬рость или направление движения. Если возможно продолже¬ние движения и водителем, и пешеходом, в результате которо¬го никто из них не вынужден менять скорость или направле¬ние движения и они спокойно разминутся (пешеход на другой полосе движения), - обязанность уступать дорогу не возника¬ет в принципе.