День победы беспамятства
Роман ЛАВРУХИН
День Победы больше не «праздник со слезами на глазах». 9 мая - повод для общенародного карнавала, угарного патриотического оттяга — с разрисованными «под танки» иномарками, с показушным «Спасибо деду за Победу!», с флагами, гиканьем, выпендрежем, «коньячком под шашлычок», орущим из автомобильных динамиков Кобзоном... Все это громко, энергично, с куражом, не приходя в сознание.
Я не знаю, что сказал бы мой дед Иван Иванович Ефимов, командир танка Т-34, глядя на «апофеоз» праздника на фото. Наверное, ему просто стало бы плохо с сердцем. Он не мог спокойно проезжать мимо памятнику «тридцатьчетверке», почти всегда просил остановиться. Орден Красной Звезды — единственную награду, которую он позволял себе надевать на парад, - дед получил за то, что на трассе Бреслау-Берлин под шквальным огнем противника эвакуировал на своих плечах экипаж горящего танка. Сам дважды горел, чудом спасаясь, когда боевые товарищи гибли. Танк берег его. И дед останавливался, чтобы похлопать его по броне: спасибо, что живой…
Что знают эти великовозрастные недоросли об ужасе танкового боя, о лобовой танковой атаке, о Курской дуге? Ничего. Забыли расспросить и прочитать? Некому рассказать? Неинтересно? В сознании, не отягченном историческими знаниями, в пустой памяти, в душе, оглушенной «водярой» и не чувствующей кощунственности момента, танк – не реликвия, а всего лишь прикольная декорация. А 9 мая — повод покутить с пацанами, вырядившись в банный халат и танковый шлем и полагая свой вид вполне соответствующим общей атмосфере непринужденного праздника. Праздника без слез, нисколько не горького от осознания того, какой ценой деды завоевали внукам жизнь и возможность «тусить» и «фоткаться».