О системе подсчета и объективности данных по немецким ассам до сих пор ведутся споры, но факт остаётся фактом: ассы Люфтвафе являлись мощным пропагандистским инструментом Третьего Рейха и местами их статистика действительно вызывает некоторые сомнения. Например, у того же Хартмана было нормальным явлением вылететь утром в свободную охоту, вернуться через пару часов, заявив, что он сбил пару Ил-2, после чего вылететь ещё раз и "привезти" ещё 4 победы - при этом его самолёт в таких случая даже не имел на борту оборудования для кино-фотосъёмки...
Весьма распространенная в российских (советских) источниках версия. Попробовал покопаться по этой теме. 99% источников российские, или советские. Последние несколько лет с российской стороны наблюдаем по этому поводу неимоверный баттхёрт. Основные утверждения - а)этого не может быть, потому, что этого не может быть никогда, б)Хартман и другие приписывали себе победы, в)да советская авиация вообще понесла самые малые потери среди всех. Кроме того, статистику приводят самую разную, не ссылаясь ни на что. Причем российские авторы манипулируют цифрами, приводя в сравнение
боевые потери в СССР (воевавшего практически против Германии) и
общие потери (боевые и не боевые) Германии
всего и на восточном и на западном фронте и в Англии и в Африке. Если опускать некоторые комментарии, то цифрами можно манипулировать как угодно.
Потому, что обидно получается. А так не обидно и даже гордость берет.
Наиболее точная статистика, на мой взгляд, у автора, ссылку на которого выкладывал выше. Данные по потерям были взяты из советских архивов и архивов службы тыла Люфтваффе. Согласно выводам авторов, боевые потери немецкой авиации
на восточном фронте без учета 41-го года, в среднем составляют 1:5. То есть, на 1 сбитый немецкий самолет приходилось 5 сбитых советских. При этом, не факт, что каждый немецкий летчик сбивал 5 советских самолетов. Он мог сбить и 1 и вообще ни одного, если летал на бомбардировщике. То есть, нагрузка на других летчиков увеличивалась. Если на трех летчиков приходилось 15 сбитых самолетов, а два из них не сбили ни одного, то на третьего приходилось 15. Ну и так далее.
Про систему учета. Опять-таки, многие российские же источники указывают, что немцы на каждый сбитый самолет заполняли анкету. В анкете необходимо было указать свидетелей и подтвердить другими методами (фото-киносъемка, прочее). В актив шли только подтвержденные факты. Тут правда, российские авторы приводят аргумент - неметские летчики просто мухлевали, договариваясь между собой. По кино-фото объяснение еще проще - снимали уже сбитые ранее самолеты, или снимали просто момент стрельбы. Короче, немцы шулеры бессовестные.
Но, как для меня, самым железным подтверждением того, что Хартман сбил 352 самолета является то, что эти данные присутствуют во всех соответствующих статьях русской Википедии, а зная как она устроена изнутри, такую кощунственную расово неправильную информацию снесли бы через 20 минут, не имей она железных достоверных источников, как правило российских, или советских.