Государственный департамент США считает дискриминацию женщин в Саудовской Аравии «существенной проблемой» и желает, чтобы женщины имели некоторые политические или социальные права[42]. Специальный репортёр ООН отметила после своего визита в страну в 2008 году недостаток женской самостоятельности и отсутствие законов, запрещающих насилие над женщинами[42]. Международный гендерный отчёт мирового экономического форума 2010 года поставил Саудовскую Аравию по равенству полов на 129-е место среди 134 стран[42][43].
У каждой взрослой женщины должен быть близкий родственник мужского пола в качестве её «опекуна»[42]. Организация Human Rights Watch описала положение саудовских женщин как не отличающееся от положения несовершеннолетних с небольшой властью над собственными жизнями[44]. Опекун принимает множество важных решений от лица женщины, как то: разрешение для женщины путешествовать, держать некоторые виды лицензий на бизнес, учиться в университете или колледже, работать (если вид занятости «выглядит приемлемым для женщины»). Некоторые представители власти всё равно спрашивают разрешение опекуна даже там, где оно по закону не требуется[45]. Женщина не может получить медицинскую помощь без разрешения мужа или «опекуна»[46]. После случая удачного побега женщины из страны, была разработана специальная электронная система, чтобы мужчина/опекун мог следить за местоположением женщины[47].
Женщины также подвергаются дискриминации в судах: в юридической системе Саудовской Аравии показания мужчины равны показаниям двух женщин[42]. Мужчинам разрешено многожёнство[48], они пользуются односторонним правилом развода со своими жёнами (талак) без нужды в каком-либо законном основании[49]. Женщина может получить развод только с согласия мужа или если будет юридически доказано, что муж причиняет ей вред[50]. На деле получить законный развод для саудовской женщины очень сложно[50]. Что касается права наследования, то согласно Корану определённую часть состояния покойного нужно отдать наследникам[51]. По сравнению с наследником-мужчиной женщина может получить лишь половину имущества[51]. Мусульмане-сунниты могут завещать треть собственности наследникам не по Корану. Часть наследства, не определённая завещанием, разделяется между наследниками по мужской линии[51].
Культурные нормы ограничивают поведение женщины на публике[42]. За их соблюдением следит религиозная полиция (мутава)[52]. В ресторанах женщины должны сидеть в отдельных, предназначенных для семей секциях. Женщины должны носить абайю (длинное платье свободного покроя, скрывающее всю фигуру) и закрывать волосы[42]. Женщинам запрещено водить машину[53]. В декабре 2011 года Высший религиозный совет Саудовской Аравии — Меджелис аль-Ифта эль-Аала — оставил в силе запрет на выдачу водительских прав женщинам. В 2013 году женщинам разрешили кататься на мотоциклах и велосипедах, но при сопровождении мужчины/опекуна и подальше от мужской толпы, чтобы не «вызывать агрессию» у последних[47].
Профессор Камаль Субхи сообщил:
Если женщинам позволить водить автомобили, через десять лет в этой стране не останется девственниц.
— [54]
Мужчины могут жениться на девочках, достигших десятилетнего возраста[55][56]. Считается[кем?], что брак в раннем возрасте препятствует женскому образованию. С приходом полового созревания отсев девушек в образовательных учреждениях увеличивается, поскольку они выходят замуж. Около 25 % девушек, достигших студенческого возраста, не посещают колледж; в 2005—2006 отсев женщин составил 60 %[57]. Согласно оценкам, грамотность женщин составляет примерно 70 % (мужчин — 85 %).
Ведущий саудовский феминист и журналист Вайха аль-Хувайдер заявил: «Саудовские женщины слабы независимо от того, насколько высок их статус, даже самые избалованные среди них, поскольку нет закона, защищающего их от чьих-либо нападок. Подавление женщин и стирание их индивидуальности — это пятно, характерное для большинства домов в Саудовской Аравии»[58].
Хотя многие граждане Саудовской Аравии хотят больше свободы в стране, нет доказательств, что большинство женщин желает радикальных изменений[59]. Даже многие сторонники реформ отвергают иностранных критиков, поскольку «они не в состоянии понять уникальности саудовского общества»[60][61]. Некоторые саудовские женщины смогли подняться на вершины профессий или получить известность (например, доктор Гада аль-Мутари, возглавляющая медицинский исследовательский центр в Калифорнии,[62] и доктор Салва аль-Хазаа, глава офтальмологического отделения в госпитале короля Фейсала в Эр-Рияде, бывшая личным офтальмологом покойного короля Фахда[63]). 24 июня 2011 года саудовским спортсменкам было разрешено принимать участие в Олимпийских играх[64]. 25 сентября 2011 после очередного раунда муниципальных выборов король Абдулла объявил, что саудовским женщинам следует предоставить право голосовать и баллотироваться на муниципальных выборах[65]. Однако для того, чтобы голосовать, нужно получить разрешение опекуна[66][67].