я пролистал этот компаративный репорт внутреннего (внутри-ЕС) пользования и могу сказать следующее:
в нашем случае (крупнооптовый транзит газа через Украину) эти цифры не следует воспринимать всерьёз как пример "среднеевропейских" цен на крупнооптовый межгосударственный транзит (пример для нафтогаза) по следующим причинам:
1) в репорте даётся всего 6 стран, а как известно только в ЕС уже 27 стран, а вообще в Европе их около 50 (включая и Украину с россией)...поэтому эти показатели нерепрезентативны
2) эти 6 стран как раз являются примером более дорогих транзитных стран в то время как в ЕС и в Европе есть множество других стран где транзит заметно дешевле...
4) многие страны (а вернее их ГТС), которые приводятся в репорте больше работают с более дорогим газом из Нидерландов и Норвегии а нес более дешёвым от Газпрома...и значит имеют возможность выставлять более высокие расценки за транзит
5) Все эти тарифы условны (это не реальные net-тарифы а лишь моделирование аналитиков, включивших разнообразные комбинации (сценарии) и дополнительные вспомогательные charges)
6) в своих моделях их аналитики отводят место равномерному распределению как мелких так и крупных внутренних потребителей газа, закупающих газ как на длинные так и на короткие дистанции)....Газпром же поставляет крупным межгосударственным (вернее между ГТС) оптом (а значит получает тарифы значительно дешевле чем внутренние мелкие потребители) и на длинные дистации как раз компаниям владеющим этими ГТС (что тоже значительно удешевляет транзит как по причине более длинных дистанций так и
по причине огромной зависимости таких ГТС от российского газа)
исходя из всего этого могу сказать что Газпром в случае крупных межгосударственных поставок
запросто сможет сбить хотя бы наполовину (а может быть и на 2/3) эти тарифы у этих ГТС....
реальные крупнооптовые тарифы межгосударственных поставок для таких крупных поставщиков как Газпром значительно ниже ....думаю что в среднем Газпром платит за транзит по странам ЕС не более $2.5-4 а по остальным странам Европы итого меньше ($1.5-3)
так что Нафтогаз конечно же может требовать средне-ЕСовские газпромовские тарифы ($2.5-4) от Газпрома и для себя...но он тогда должен быть готовым к оптовым ценам на газ близким к норвежским/британским/голландским...то есть за 2008 год это не менее $700-900....а так же должен быть готовым к тому что аналогичные тарифы на транзит будут применены и к поставкам Газпромом среднеазиатского газа Украине ( а там плечо (длина поставки) более чем в 2 раза длиннее чем украинское)...
P.S. пора нафтогазу приблизится к ирландским оптовым ценам на газ (в 2008 это $800-1,000) выставляя Газпрому ирландские тарифы на транзит

Finally, я хотел бы особо подчеркнуть что этот репорт для внутри-ЕСного пользования а не для того чтобы какие-то международные транзитёры (типа нафтогаза) использовали его как бенчмарк для установления своих тарифов крупнооптовым поставщикам газа. Роль таких репортов заключается в борьбе с монополиями и в гармонизации на территории ЕС той или иной сферы деятельности и снижения расходов для потребителя. Это делается посредством начального исследования тарифов/цен и поиска hidden charges (как в этом репорте), затем проводится анализ рынка и создаётся бенчмарк-потолок (cap)....а после этого идёт официальное указание ЕС о том что с такой-то даты все операторы оперируюшие в ЕС в данной сфере имеют право чарджить сколько угодно но не более чем названный кап (cap)....для примера у нас (в ЕС) в последний год-два идёт борьба за гармонизацию и нормализацию роуминга...раньше в ЕС был сильный разброс...от €0.3 до €5 за минуту....после проведения всех исследований был установлен максимальный бенчмарк-потолок (кап) в €0.46 (невключая VАТ)..то есть с VАТ около €0.55-0.56..что означает что теперь ни один мобильный оператор в ЕС не имеет права чарджить за внутриЕСовский роуминг более чем этот кап..обещают вскоре понизить ещё на 10-20 центов...аналогично был создан и кап на СМС роуминг (€0.11) и дата роуминг...например, мне это выгодно так как часто приходится путешествовать внутри ЕС и пользоватся роамингом...
Посилання видалено
Посилання видалено