Было?
Mein Kampf и кремлевская пропаганда: чем чудовищнее солжёшь, тем быстрее поверят
На Украину продолжает обрушиваться поток пропагандистских атак со стороны Кремля. Как защитить себя, как разобраться где ложь, а где правда? Рассмотрим приемы пропаганды, которыми пользуются российские СМИ?
Анализ российских информационных операций в последнее время приводит к выводу, что в своей деятельности российские пропагандисты используют давно обкатанные, традиционные приемы и способы. При этом основная часть информационно-пропагандистского материала просто повторяет учебники по пропаганде Й.Геббельса.
Вот самые популярные из них:
Навешивание ярлыков – придание определенной группе или действиям эмоциональных окрасок, создающих негативные образы. Например, слово с оскорбительным оттенком «правосек» (член ПО «Правый Сектор», название придумано путинским пропагандистом Д.Киселевым), «украинские неонацисты» (так называют бойцов Национальной гвардии, умалчивая при этом что НГ это регулярные части МВД Украины) и т.д. Ярлык провоцирует выводы, не основанные на объективном анализе фактов. Навешивание ярлыков может стать основанием для создания пропагандистских клише.
Пропагандистское клише речевое клише, которое объединяет смысловые образы в единый символ – «борьба за свободу русскоязычного населения», «волеизъявление народа Донбасса» и т.д. В некоторых соцсетях бойцов АТО называли «убийцами малазийских граждан», «распространители фашисткой чумы на восток», «пособники украинской хунты» и т.д.
Манипуляция общественным мнением* – наиболее распространённый способ пропаганды для управления большим количеством людей путем создания необходимых иллюзий или условий. Как правило, манипуляция осуществляется скрытно и ставит своей задачей лишить объект свободы выбора иных мнений в данной ситуации.
Самые яркие примеры с трагедией малазийского Боинга 777:
«Украина не представила ни одного доказательства о своей невиновности – это вызывает подозрения»;
«россия (страна-террорист) не могла сбить самолет над территорией Украины»;
«Отработка приемов сопровождения целей частями ПВО Украины проходили как раз во время пролета над их территорией Боинга – это прямое доказательство причастности Украины»;
«Жители близлежащих сел заметили, как Боинг сопровождался двумя украинскими самолетами СУ-25, после чего услышали два взрыва и увидели падающие обломки»;
«Украинская установка ПВО «Бук» поразила малазийский Боинг с позиции вблизи Днепропетровска, а потом убыла в место своей дислокации»;
«Украинской разведке стало известно, что В.Хуйло в это время следовал самолетом в Москву, поэтому украинцы сбили Боинг, приняв его за самолет Хуйла» и т.д.
Манипуляцию можно определить не сразу. Как правило, такая информация подается под видом сенсации, от «надежного авторитетного источника», ей характерна эмоциональность. Сообщение такого рода не призывает верить ему безоговорочно, но и не оставляет альтернативного мнения. Как правило, манипуляция подается серией сообщений по разным каналам информирования (интернет, телевидение, радио, печатная пресса). Конечная цель таких усилий – контроль над мнением аудитории.
Модные слова – речевые конструкции, часто используемые для оказания впечатления полной осведомленности автора и придания образа важности и уникальности.
Для понимания приведем пример трактовки одного слова в разных словарях:
- дискурс – речь, фраза, жест;
- ди́скурс или диску́рс – социально обусловленная организация системы речи, а также определенные принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется в те или иные периоды времени.
Тяжело повторить, не правда ли?
В ситуации с Боингом, российские военные эксперты в попытках доказать свою точку зрения часто употребляли научные термины «не для среднего потребителя информации»:
«активное радиолокационное самонаведение»,
«система инерциальной навигации»,
«автономный радиолокатор»,
«терминальная фаза перехвата»,
«необходимость отслеживать движение цели»,
«зона перехвата»,
«коррекция радиокомандами» и многое другое.
«Модные» слова не позволяют определить ясно и однозначно содержание, а обозначаемые ими явления плохо изучены. Они имеют хождение лишь в профессиональных кругах.
И дальше по ссылке
⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.