Зародились и укрепились недоступные стукачам национальные центры: украинский, объединеный мусульманский, эстонский, литовский. Никто их не выбирал, но так справедливо по старшинству, по мудрости, по страданиям они сложились, что авторитет их для своей нации не оспаривался. Очевидно, появился и объединяющий консультативный орган -- так сказать "Совет национальностей"
"Не знаю, где -- как (резать стали во всех Особлагах, даже в инвалидном Спасске!), а у нас это началось с приезда Дубовского этапа -- в основном западных украинцев, ОУНовцев. Для всего этого движения они повсеместно сделали очень много, да они и стронули воз. Дубовский этап привез к нам бациллу мятежа.
Молодые, сильные ребята, взятые прямо с партизанской тропы, они в Дубовке огляделись, ужаснулись этой спячке и рабству -- и потянулись к ножу.
...На пять тысяч человек убито было с дюжину, -- но с каждым ударом ножа отваливались и отваливались щупальцы, облепившие, оплетшие нас.
Удивительный повеял воздух!
Внешне мы, как будто, по-прежнему были арестанты и в лагерной зоне, на самом деле мы стали свободны -- свободны, потому что впервые за всю нашу жизнь, сколько мы ее помнили, мы стали открыто, вслух говорить все, что
думаем! Кто этого перехода не испытал -- тот и представить не может! А стукачи -- не стучали...